“Лукойл” выбрал лучшее

Е. Стецко

“Это приобретение вполне укладывается в стратегию “Лукойла” по сокращению экспорта сырья в пользу продаж нефтепродуктов, в том числе и через собственные розничные сети”, – говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. По его оценке, сети могут обойтись “Лукойлу” в $400–500 млн. А Андрей Федоров из Альфа-банка одну АЗС оценивает в среднем в $1,7 млн, всю покупку – в $640 млн. Он отмечает, что показатель среднесуточной продажи на этих заправках очень неплох для Европы.

На вчерашней презентации облигационных займов “Лукойла” его вице-президент Леонид Федун объявил, что компания покупает у ConocoPhillips сеть автозаправок, работающих под торговой маркой Jet в Бельгии, Чехии, Словакии, Польше, Венгрии и Финляндии. Согласно официальным материалам компании, она приобретает 376 АЗС, в том числе 156 – в Бельгии (8,3% розничного рынка), 44 – в Чехии (4%), 14 – в Словакии (3,5%), 83 – в Польше (5%), 30 – в Венгрии (4,3%) и 49 – в Финляндии (5,5%). В первых трех странах “Лукойл” ранее не присутствовал, в Польше и Венгрии его рыночные доли теперь вырастут до 6%, а в Финляндии – до 29%. Покупка АЗС позволит “Лукойлу” увеличить розничную продажу нефтепродуктов за рубежом на 1,4 млн т в год, что на 19% больше прогноза на 2006 г. Компания отмечает высокую эффективность новых активов – среднесуточная реализация топлива на заправках составляет 9,9 т, тогда как в среднем по “Лукойлу” – 7 т.

Сумму сделки компания не раскрывает. Вице-президент “Лукойла” Александр Матыцын сказал журналистам, что сделка должна быть согласована с европейскими регулирующими органами. По его словам, пока не решено, под каким брендом будут работать приобретаемые станции. Источник, знакомый с ходом переговоров “Лукойла” и ConocoPhillips, сказал “Ведомостям”, что американцы предлагали своему партнеру еще 69 АЗС в Дании, 40 – в Норвегии и 163 – в Швеции. “Вероятно, “Лукойл” выбрал лучшее”, – предполагает собеседник “Ведомостей”.

Федун также заявил журналистам, что “Лукойл” рассматривает возможность приобретения нефтеперерабатывающего завода в Бельгии, и не исключил, что компания войдет в капитал чешской Unipetrol. Источник в “Лукойле” уточнил “Ведомостям”, что в последнем случае речь идет не о самой Unipetrol, а о ее “дочке” Ceska Rafinerska, в которую входят два НПЗ (Litvinov и Kralupy) общей мощностью 8,3 млн т нефти в год. ConocoPhillips в этой компании принадлежат 16,33% акций, и американцы ведут переговоры с “Лукойлом” о продаже этой доли.

По мнению Федорова, из пяти бельгийских НПЗ по своему техническому уровню интерес для “Лукойла” могут представлять только два. Они расположены в Антверпене, и один из них принадлежит ExxonMobil (14 млн т нефти в год), другой – Total (18 млн т). По оценке эксперта, каждый из них должен стоить не менее $2 млрд. “Мы не комментируем рыночные слухи”, – сказал “Ведомостям” представитель пресс-службы Total Поль Флорен.

“Слишком много было неудачных попыток “Лукойла” купить НПЗ в Европе, – напоминает Нестеров из “Тройки Диалог”. – Это и Гданьский НПЗ в Польше, и Mazeikiu nafta в Литве, и Hellenic Petroleum в Греции, и совсем недавно Europort в Нидерландах”. Поэтому, полагает он, трудно представить, что нечто подобное удастся “Лукойлу” теперь. По мнению Нестерова, эти неудачи имеют как экономическое объяснение – нефтепереработка сейчас очень выгодна, а значит, и дорога, так и политическое – в Европе очень настороженно относятся к экспансии российских компаний.