Умер легендарный диктатор-реформатор


За пределами Чили Пиночет стал едва ли не воплощением типичного южноамериканского диктатора. В глазах международной общественности этот человек, в неизменных черных очках и фуражке со вздернутой тульей, был диктатором, создавшим полицейское государство, в котором пытали и убивали. Однако у самих чилийцев отношение к генералу, сместившему в 1973 г. социалистическое правительство Сальвадора Альенде, оказалось гораздо менее однозначным.

Кровавый борец с марксизмом

Неоднозначным отношение к Пиночету оказалось и у политиков. “Диктатура Пиночета представляет собой один из наиболее тяжелых периодов в истории Чили, – говорится в официальном заявлении администрации США, – сегодня мы в первую очередь вспоминаем о жертвах его режима и их близких”. Бывший премьер-министр Британии Маргарет Тэтчер, напротив, заявила, что “глубоко опечалена” известием о смерти Пиночета, и выразила “глубочайшие соболезнования” его семье. “Важнее всего то, что сегодня Чили стала совершенно другой страной”, – дипломатично высказалась министр иностранных дел Великобритании Маргарет Бекетт.

Тонкость ситуации состоит в том, что, будучи и правда кровавым диктатором, Пиночет тем не менее сыграл огромную роль в обновлении политической системы Чили и заложил основы для устойчивого экономического роста страны. Кроме того, когда пришло время, он сам отдал власть – редчайший случай в практике диктаторов.

По собственному мнению Пиночета, его роль состояла в том, чтобы доказать, что на смену социалистическому строю может вновь прийти капитализм. Его сторонники утверждают, что бывший диктатор спас Чили от марксизма.

Кадровый военный

Аугусто Пиночет Угарте родился в 1915 г. в городе Вальпараисо. В небогатой семье младшего клерка он был старшим из шести сыновей. Его мать настояла на том, чтобы он поступил в военное училище. Мальчик, однако, был хил и поэтому поступил в училище только с третьей попытки, когда ему было уже 16. С тех пор, по свидетельству современников, будущий генерал уделял большое, если не чрезмерное внимание поддержанию хорошей физической формы.

Через три года Пиночет окончил пехотное отделение училища в звании младшего лейтенанта. Службу в войсках он чередовал с учебой в Академии генерального штаба и преподавательской деятельностью, в том числе и за рубежом. Например, он вел курс в Военной академии в эквадорской столице Кито. В 1956–1958 гг. Пиночет входил в состав военной миссии Чили в США. Именно тогда старший офицер увлекся геополитикой. “Он, к примеру, доказывал, что “существование Боливии противоречит всякому здравому смыслу”, а поэтому она должна быть разделена между Чили, Перу, Аргентиной и Бразилией”, – отмечает Эмиль Дарбагян, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН.

Окончив училище, Пиночет начал неспешный подъем по карьерной лестнице. К тому времени, когда в 1970 г. к власти в Чили пришел Сальвадор Альенде и направил страну по социалистическому пути развития, будущий диктатор дорос до должности командующего гарнизоном Сантьяго. За время службы он успел заработать репутацию честного исполнительного служаки. Всего за 19 дней до путча Альенде сам назначил Пиночета главнокомандующим вооруженными силами страны.

Если бы не было путча

Сальвадор Альенде совершил страшную ошибку. Его выдвиженец сыграл ключевую роль в организации переворота, который стоил жизни и самому Альенде, и его многочисленным соратникам. По собственному признанию Пиночета, он был главным идеологом путча. Правда, другие организаторы переворота утверждали обратное: по их словам, лишь в последний момент главнокомандующего с большим трудом удалось привлечь на сторону заговорщиков.

Как бы то ни было, став одним из четырех организаторов заговора, Пиночет быстро выбился в лидеры. В 1973 г. он объявил себя президентом и приступил к расправе с оппозицией. Только по официальным подсчетам, за 17 лет его пребывания у власти было убито 27 225 человек.

“Диктатор и его подручные несут ответственность за злодеяния и гибель тысяч сограждан, – считает Дарбагян. – За пытки на Национальном стадионе в Сантьяго, в концентрационном лагере на острове Досон, за сбрасывание с самолетов узников в мешках с привязанными рельсами в Тихий океан. Сотни тысяч чилийцев, опасаясь преследований, оказались вынужденными эмигрировать и скитаться за рубежом, в Северной и Южной Америке, Европе”. Впрочем, и здесь отношение самих жителей Чили к действиям Пиночета неоднозначно: у него есть и сторонники, которые утверждают, что, если бы Пиночет допустил, чтобы в Чили началась гражданская война, число жертв оказалось бы гораздо больше.

“Проблема не моего уровня”

Несогласных “убирали” и в Чили, и за пределами страны. В 1974 г. агенты спецслужб провели операцию по ликвидации предшественника Пиночета на посту главнокомандующего сухопутными войсками Карлоса Пратса, ставшего при Сальвадоре Альенде вице-президентом. В автомобиль, в котором генерал с женой возвращались домой, подложили бомбу. Она взорвалась, супруги погибли.

Вскоре для охоты за политэмигрантами была разработана международная секретная операция “Кондор”. Как стало известно из документов, обнаруженных в 1992 г. в Парагвае, 25 ноября 1975 г., когда диктатор праздновал свой 60-летний юбилей, в Чили прибыли представители спецслужб пяти стран: Аргентины, Бразилии, Боливии, Парагвая и Уругвая. На этой встрече было решено создать международный информационный центр в Сантьяго. Стекавшаяся сюда информация позволяла отслеживать политических эмигрантов не только за пределами Чили, но и за пределами Латинской Америки. Одной из жертв “сотрудничества” латиноамериканских разведок стал бывший министр иностранных дел Чили Орландо Летелье. Они с женой погибли в сентябре 1976 г., когда их автомобиль взлетел на воздух в самом центре Вашингтона. За убийство Летелье был осужден Мануэль Контрерас, возглавлявший в ту пору чилийскую секретную службу “Дина”. В 1993 г. суд вынес ему приговор: семь лет тюремного заключения. Сам Пиночет утверждал, что об операции “Кондор” ничего не знал. “Это была проблема не моего уровня”, – сказал он в 2004 г., отвечая на вопросы судьи в Чили.

Либеральные реформы

В то время как Пиночет сконцентрировал в своих руках безграничную политическую власть, роль государства в управлении экономикой Чили неуклонно снижалась. Рядом с ним в качестве советников по экономике оказались представители чикагской экономической школы, сторонники идей свободного рынка, которые, по их мнению, могли бы стать наиболее действенным средством в борьбе с марксизмом.

В результате национализированные предприятия были вновь переданы в частный сектор, права профсоюзов сильно ограничены, отменен государственный контроль над ценами. Хунта сократила бюджетные расходы и установила режим максимального благоприятствования для иностранных инвестиций. Эти меры без преувеличения можно назвать шоковой терапией: в 1975 г. ВВП сократился на 13%. Однако вскоре экономика оправилась от удара и стала активно расти.

“Пиночету повезло – у него в руках была более развитая экономика, чем в Аргентине, – говорит Елена Зотова, начальник департамента анализа социально-экономической политики Центра стратегических разработок. – При Пиночете в Чили наблюдался устойчивый экономический рост, а в 1997–1998 гг. страна значительно меньше пострадала от мирового финансового кризиса, чем другие латиноамериканские страны. Можно сказать, в условиях диктатуры экономические реформы проводить легче, чем в условиях демократии. Но исторический опыт показывает, что экономические успехи диктатур оказываются краткосрочными”.

Одной из главных и наиболее успешных экономических реформ Пиночета считается пенсионная. “Ее автором на самом деле был экономист Хосе Перейра. Его предложение о замене индивидуальными пенсионными накоплениями распределительной системы считалось неоднозначным. И только благодаря диктаторскому режиму Пиночета это предложение было быстро внедрено – никто просто не осмелился публично его критиковать”, – говорит Зотова.

Однако итоги этой реформы не столь уж впечатляющи. Если в 1980 г., когда реформа началась, средняя пенсия в Чили составляла 60% от среднего дохода до выхода на пенсию, то в 2004 г. – уже 32%. В России этот показатель сейчас составляет 35%, а в странах ОЭСР – в среднем 45–46%. С 1994 по 2004 г. размер средней пенсии в Чили вырос ненамного – с $165 до $173, хотя накопительная пенсионная система привлекла множество людей и доход от инвестирования пенсионных денег растет. “Для потребителя пенсионная система в Чили выглядит неэффективной”, – резюмирует Зотова.

Жертва экономического кризиса

Из-за чрезмерной зависимости от иностранных кредитов Чили сильнее прочих стран региона пострадала от последствий кризиса, который разразился в 1980 г. В 1982 г. ВВП вновь сократился на 14%, а уровень безработицы превышал 30%.

Страна довольно быстро оправилась от этого потрясения. Начиная с 1984 г. чилийская экономика стабильно растет на 5–7% в год. Но в карьере самого Пиночета кризис 1980 г. сыграл переломную роль – от него отвернулись представители среднего класса.

В Сантьяго начались массовые выступления, сформировалась политическая оппозиция. В 1986 г. левацкие группировки уничтожили шесть охранников Пиночета, пытаясь убить самого диктатора. Спустя два года он разрешил деятельность политических партий, кроме коммунистических. Но эти послабления не помогли ему вернуть расположение народа – на референдуме 1988 г. 55% избирателей проголосовали против продления президентских полномочий Пиночета. Впрочем, после передачи власти новому президенту диктатор сохранил за собой пост главнокомандующего вооруженными силами.

Арест в больнице

Уже в 1991 г. появились первые официальные данные о преступлениях, совершенных диктатурой. А в 1998 г., когда Пиночет наконец прекратил военную карьеру и стал пожизненным сенатором, началось его судебное преследование. Новоявленный сенатор тут же отправился в Англию на лечение, но, пока он находился в одной из лондонских клиник, британская полиция арестовала его по запросу испанских правоохранительных органов, требовавших экстрадиции Пиночета в Мадрид.

Это событие вызвало довольно противоречивую реакцию в самой Британии. В его защиту выступила Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании. По ее словам, во время Фолклендской кампании, когда Великобритания воевала с Аргентиной, Пиночет был надежным союзником Лондона, а его арест вызван местью политических соперников.

В марте 2000 г., после долгих судебных слушаний об экстрадиции, Пиночету позволили вернуться домой. По мнению суда, уже тогда он был слишком стар и дряхл и находился не в том психическом состоянии, чтобы предстать перед судом.

Он уклонялся от налогов

В 2002 г. Пиночет вышел из состава чилийского сената, а верховный суд страны отменил решение низшей инстанции, признавшей его слишком больным для судебного преследования. В 2004 г., когда он был окончательно лишен иммунитета, чилийцы начали официальное расследование операции “Кондор” и убийства генерала Пратса. К тому моменту разразился и скандал со счетами в вашингтонском банке Riggs. Расследование сената США показало, что в этом банке на секретных счетах генерал Пиночет держал несколько миллионов долларов. По разным данным, сумма вклада составляла от $17 млн до $28 млн. Адвокаты утверждали, что эти деньги поступили от анонимных доброжелателей. Но в итоге чилийский суд предъявил самому Пиночету, его жене и троим детям обвинения в уклонении от уплаты налогов на сумму около $9,8 млн.

Пиночет так и не предстал перед судом из-за болезни, но обвинений в уклонении от уплаты налогов не признал. Напротив, отмечая 25 ноября 91-й день рождения, Пиночет признал обвинения в преступлениях диктатуры: “Я несу полную политическую ответственность за все, что случилось”. Так говорилось в его последнем письме, которое зачитала его жена. В письме генерал написал, что во время пребывания у власти его единственной целью было “сделать свою страну великой и не допустить ее распада”. (Использованы материалы WSJ и FT.)