ЦИФРА НЕДЕЛИ: 12,4%. Замедление


При каждом удобном случае чиновники говорят, что зависимость России от притока нефтедолларов снижается, а вклад экспорта в прирост ВВП ослабевает. Первое утверждение последней статистикой опровергается, а второе реализуется прямо на наших глазах. Стоило нефти подешеветь, как рост экономики замедлился.

Как подсчитал Росстат, в III квартале ВВП превысил прошлогодний уровень на 6,5%, во II квартале – на 7,4%. Проблема именно в экспорте, ведь внутреннее потребление пока подпитывается сверхдоходами, полученными раньше.

Наращивание экспорта снижалось в последние месяцы стремительно. Если в августе он был выше прошлогоднего на 30,3%, то в октябре – всего на 12,4%. С учетом сезонности и календаря в сентябре – октябре экспорт снижался, подсчитало Минэкономразвития. Доля экспорта в ВВП превышает треть, и абстрагироваться от внешней конъюнктуры экономика не может. А динамика мировых цен на сырьевые товары перестала радовать экспортеров с середины года. Рентабельность несырьевого экспорта страдает от постепенного удорожания рубля, так что скоро Центробанк услышит просьбы “перестать укреплять рубль”.

Нынешнее замедление экономики пока ничем серьезным ей не грозит. Но это тревожный звоночек для чиновников. За последние хлебные годы они успели подзабыть о том, что баррель нефти может стоить $22–28. Соответствующие сценарии в официальных прогнозах переместились из категории реалистичных в разряд невероятных. Федеральный бюджет расслаблен сверхдоходами, в нем достаточно денег для медиков, учителей, строителей, таможенников, налоговиков и армии. А если все-таки поток денег начнет иссякать, то у нас есть стабилизационный фонд, готов ответ у правительства. На то он и создается, чтобы все вышеперечисленные категории бюджетников получали деньги независимо от каких-то там биржевых сводок. К 2046 г., любовно подсчитывает Минфин, даже по сценарию минимальных темпов накопления в сберегательном фонде скопится почти полтора ВВП. Этих денег хватит на то, чтобы еще 40 лет госрасходы не уменьшались.

А там хоть трава не расти. Сначала кончится нефть. Потом кончатся деньги, накопленные, когда она еще была. Вернемся к экспорту пеньки.