Кибутц танцует при аншлаге


Ekodoom относится к тем редким спектаклям, в которые зритель влюбляется абсолютно и безоговорочно. Все начинается обыденно: публика, рассаживаясь по местам, наблюдает за девушкой, делающей экзерсисы в рамках тесной квадратной конструкции. Появление 15 человек, выстраивающихся в линию и в такт музыке переминающихся с ноги на ногу, тоже на первый взгляд ничего особенного не предвещает. Однако хореограф Рами Беир, прочертив сцену параллелями и перпендикулярами, затем сминает общую линию и разражается множеством соло и дуэтов невероятной изощренности.

В этом балете нет драмы, как ее понимают немецкие хореографы, нет театральности, которую культивируют во Франции, нет излюбленной американцами философской концепции, требующей параллельного изложения в программке научного трактата. Рами Беир, основатель и руководитель Kibbutz Dance Company, не видит необходимости скрывать физическое усилие. Он лишь предлагает сотни, если не тысячи вариантов этого усилия, позволяя оценить его многозначность. Литературность, театральность и философичность хореограф черпает из самого движения. Используя музыку дискотек, он возвращает танцу его самодостаточность и превращает свой балет в аналог “Весны священной”.

Новый спектакль Kibbutz Dance Company стал частью фестиваля International Exposure, который ежегодно проводят министерство культуры и министерство иностранных дел Израиля. В течение четырех дней с десяти утра до полуночи в нескольких первоклассно оборудованных залах Танцевального центра Сюзан Делаль десятки израильских компаний представляют свои свежие работы, позволяя увидеть израильский современный танец, существующий всего четверть века, как отлично отрегулированный механизм.

Агрессивная смелость и отсутствие комплексов перед мировой танцевальной модой – не привилегия одного только Kibbutz Dance Company, а знак израильского танца вообще. В этом же стиле работает самый прославленный коллектив страны – Batsheva Dance Company, который был представлен на фестивале двумя спектаклями. Один из них осуществила Шарон Эйаль, по совместительству танцовщица компании. Ее “Бертолина” в точности следует той же канве, что и Ekodoom Рами Беира, но исчерпывает себя на уровне энергии и драйва. Мировую репутацию Batsheva Dance Company обеспечивает идейный лидер компании Охад Нахарин, чья “Анафаза” несколько лет назад произвела шоковый эффект в России. Его недавняя работа Three, соединяющая мускульную энергию со строгой ясностью формы и красотой непредсказуемых поворотов композиции, продемонстрировала отличие подлинного произведения от качественного лекала.

Международный авторитет Нахарина, который создавал спектакли для самых значительных компаний мира, обеспечил в Израиле престиж современному танцу. На спектаклях Batsheva Dance Company, которые даются в промышленных количествах, аншлаги неизменны, а дважды в неделю репетиции труппы открыты для всех желающих. Благодаря этому коллективу был создан Танцевальный центр Сюзан Делаль, в котором имеют возможность работать и другие компании. В стране действуют уже около 40 групп современного танца. Чтобы обеспечить их профессиональными танцовщиками, специалистов с высшим образованием готовят академии в Иерусалиме и Тель-Авиве.

Эти достижения особенно впечатляют, когда вспоминаешь, что израильский современный танец не старше российского. Однако эффектно стартовавший отечественный проект предоставлен самому себе и ныне едва подает признаки жизни. В Израиле же работает механизм, а две ведущие израильские компании обрели и мировое имя, и полные залы – где бы они ни выступали.