Бегущей строкой


Несколько московских галерей исправно участвовали в этом году во всех главных ярмарках современного искусства: лондонской Freize, парижской FIAC, на “Арт-Базеле”. До Майами, правда, добралась только галерея XL, успешно развлекавшая публику инсталляциями Аристарха Чернышева – телевизором, в котором яркий абстрактный рисунок превращался сначала в расплывчатые, а потом во вполне себе узнаваемые изображения зрителей, и перекрученной бегущей строкой, перерабатывающей слова гамлетовского монолога в биржевые сводки. Обе работы быстро купили.

Но когда ходишь по просторам Аrt Basel Miami Beach, где только в основной программе (а есть еще почти десяток параллельных) участвуют более 200 галерей со всего мира, где торгуют произведениями всех героев истории искусств ХХ в., русские имена обнаруживаешь с трудом. Будто в ХХ в. наши художники не работали, к рынку не привлекались. Чуть-чуть авангарда (в одной немецкой галерее небольшая композиция Любови Поповой, в другой – Александра Родченко, в третьей – “Стрела” Василия Кандинского), немного наших успешных современников – пара картин дуэта Виноградов & Дубосарский и одна – Валерия Кошлякова в венской галерее Krinzinger.

Конечно, в Майами, где кроме гениев модернизма вроде Пабло Пикассо (одна из его скульптур продавалась за $30 млн) было очень много работ классиков американского поп-арта (особенно Энди Уорхола и Тома Вессельмана), обстановка не совсем типичная, на европейских ярмарках нашего искусства больше. Но все равно мало. А без выхода на международный рынок у отечественного современного искусства перспективы туманные.

Пусть сейчас некоторые наши художники на внутреннем рынке продаются дороже, чем на внешнем, но твердую репутацию (особенно у соотечественников) делает художнику международная известность. А американский рынок современного искусства значительно бодрее, чем отечественный, – уже в первые дни майамской ярмарки красные кружочки, обозначающие, что работа продана, стояли почти на каждом стенде.

В стране, где миллионеры не диковина, коллекционирование искусства – привычное занятие. Причем покупают и коллекционируют американцы не только ради сохранения или вложения денег, а ради удовольствия их тратить и для того, чтобы заполнять искусством жилое и офисное пространство. На ярмарке живым вниманием публики пользовались не только мастера с репутацией, но и художники малоизвестные и очень средние, за их произведения охотно выкладывали несколько десятков или пару сотен тысяч долларов – лишь бы нравилось. Правда, перед покупкой коллекционеры обязательно советуются со своим личным консультантом по искусству.

К такому рынку глупо не искать подходы. Что и сделал российский фонд “Культурная миссия”, сотрудничающий с российским Министерством культуры. В рамках сопутствующей Аrt Basel Miami Beach программы Miami Design District фонд организовал выставку современных российских художников Modus R. Эта полноценная, зрелищная, хорошо кураторски продуманная экспозиция попала в эпицентр бурной вернисажной жизни в районе города, где сосредоточены дизайнерские галереи, открывшие в своих стенах выставки с участием мировых звезд.

На Modus R валом валил народ, в том числе специальная, стратегически очень важная публика: руководители крупных мировых музеев современного искусства. Выставка, представляющая наше современное искусство как полноценное и зрелое явление, была задумана некоммерческой, но к “Танкам” Анатолия Осмоловского, “Бриллиантам” из кафеля Жанны Кадыровой и заполненному сырой нефтью объекту “Черный квадрат” Андрея Молодкина, по словам куратора Олеси Туркиной, регулярно приценивались.

Эмблемой выставки стал городской объект из стали Андрея Филиппова, представляющий собой огромную пилу, зубчики которой повторяют форму зубцов кремлевской стены. Эта русская пила встала под майамской пальмой как родная. Не хуже бы она смотрелась и в московском парке, но кто же там ее поставит. В отличие от Америки, где к современному искусству никто, кажется, не предъявляет высоких духовных требований и его много на улицах и в офисах, у нас произведения радикальных художников воспринимают с повышенной идеологической бдительностью и тратят на него деньги с осторожностью.