“Евросеть” лишают блеска


Палата по патентным спорам Роспатента в конце прошлой недели отклонила возражение “Евросети” против регистрации на компанию “Юсар” патента на промышленный образец – мобильный телефон, инкрустированный трехцветной мозаикой в виде “тигриного рисунка”. Это разбирательство – один из этапов противостояния “Юсара” и крупных ритейлеров.

Карина Новикова, генеральный директор и совладелица компании, утверждает, что первой в России начала инкрустировать телефоны кристаллами Swarovski и поэтому ей принадлежат авторские права на этот способ украшения аппаратов. Всю чужую продукцию Новикова называет контрафактной.

В конце 2005 г. принадлежащая Новиковой компания “Кристалфон” начала поставлять телефоны магазинам, в том числе “Евросети”, “Ион Цифровой центр”, “Белый Ветер – Цифровой” и “Беталинк”. Через несколько месяцев многие сети отказались от сотрудничества с “Кристалфоном” и стали закупать телефоны по более низким ценам у других компаний или производить их сами, рассказала “Ведомостям” Новикова. Еще год назад компания разослала сетям письмо с требованием убрать из продажи “неправильные” телефоны. На него, по словам Новиковой, отреагировали только “Белый ветер” и “Беталинк”. Директор по маркетингу “Белого ветра” Максим Захир объяснил, что сеть приобретала инкрустированные телефоны у компании, имеющей сертификат на использование стразов Swarovski, но после обращения Новиковой отказалась от продажи таких телефонов. “Мы решили, что отказаться от них проще, чем вступать в дебаты”, – объяснил он. В то же время “Евросеть” и “Ион” считают претензии “Юсара” необоснованными. Президент “Евросети” Элдар Разроев подтвердил “Ведомостям”, что в прошлом году его компания продавала телефоны “Кристалфона” и, оценив перспективность продукта, с 2006 г. стала самостоятельно украшать и продавать мобильные. Сколько телефонов с кристаллами продает “Евросеть”, Разроев не говорит.

По оценке Новиковой, ее компания продает максимум около 100 таких аппаратов в месяц. Кристаллы увеличивают стоимость телефона в среднем на $500, но Новикова жалуется, что многие ритейлеры торгуют телефонами с более высокой наценкой, а качество инкрустации у них ниже. На условиях анонимности менеджер одной из торговых сетей признался, что, хотя мода на телефоны со Swarovski уже проходит, у части клиентов они пользуются устойчивым спросом. Пока, по его данным, в Москве в месяц продается около 400 инкрустированных телефонов.

Новикова собирается продолжать борьбу: 27 октября 2006 г. она получила патент, закрепляющий права “Юсара” на “формулу полезной модели” – “мобильный телефон, содержащий снабженный защитным слоем корпус”. Роль защитного слоя, согласно формуле, выполняют кристаллы горного хрусталя, закрепленные с помощью клея. Теперь, уверяет Новикова, за ней закреплен сам способ инкрустации телефонов. Сейчас, по ее словам, “Юсар” готовит заявления в правоохранительные органы о нарушении патентных прав.

В “Евросети” уверяют, что украшать мобильные кристаллами первыми стали китайцы. Но доказать это в Роспатенте компания не смогла, отмечает Юрий Кононенко, генеральный директор компании “Интеллект Патент”, представлявший интересы Новиковой. Правда, в “Евросети” не считают решение Роспатента поражением. “Оно защищает только конкретный образец и не мешает использовать другие сочетания цветов кристаллов”, – говорит Разроев. Он добавляет, что и патент на полезную модель не заставит “Евросеть” отказаться от продажи блестящих телефонов. Не собирается этого делать и “Ион”. По мнению Игоря Полевичко, менеджера отдела GSM компании, правовая охрана при регистрации полезных моделей не может быть предоставлена “решениям, касающимся внешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетических потребностей”. Кононенко из “Интеллект Патента” заверяет, что Новикова может запретить другим делать мобильные телефоны с наклеенными кристаллами горного хрусталя. “Но если кто-то задумает выпускать телефоны с изумрудами, бриллиантами или выращивать кристаллы прямо на поверхности корпуса, то он смело может это делать. Права владельца патента на полезную модель определяются формулой, прописанной в патенте”, – предупреждает он.

“Мировая мода регистрировать все подряд докатилась и до России”, – резюмирует юрист Сергей Зуйков, участвовавший в спорах вокруг многих известных брендов. Для многих эта практика создает серьезные проблемы. Юрист напоминает, что несколько лет назад в России был выдан патент на обычную стеклянную бутылку и производителям напитков с большим трудом удалось его аннулировать.