Резьба по стеклу


Хрусталь хрусталю рознь. Отличия не только в технологиях и дизайне, но и в ассоциациях, которые вызывают вещи.

У продукции мастеров из Гусь-Хрустального, которая имелась чуть ли не в каждой советской квартире, давно появились серьезные конкуренты. Знаменитые французские фабрики Baccarat, Lalique, Saint Louis расширяют свой ассортимент и присутствие на рынке.

«Хрусталь переживает второе пришествие, – уверен Альберт Ларионов, главный дизайнер компании Etre Fabrique. – Сейчас в моде яркие сочетания с металлом. Например, у люстры могут быть кованое или бронзовое основание и хрустальные подвески». Декораторы утверждают, что интерес к минимализму постепенно проходит и в дома снова просится хрусталь. «Такая люстра хорошо впишется в интерьеры в стиле модерн или барокко, особенно популярные сейчас», – считает Лика Монастырская, архитектор-дизайнер бюро Artplay.

Хотя еще совсем недавно все было иначе. В Lalique, например, даже сократили объем производства хрустальной посуды на 20%. «Несколько лет назад нам было непросто удержаться на рынке, – признается Оливье Мони, генеральный директор Lalique. – Мы поняли, что нельзя полагаться только на имя и престиж марки. Надо было создавать современные вещи».

Эволюция Lalique началась в 2004 году с создания «черной» коллекции, которая вобрала в себя многие характерные черты марки. Новаторским был материал – черный хрусталь. Впрочем, новое в данном случае – это хорошо забытое старое: в начале прошлого столетия, в эпоху модерна, основатель компании Рене Лалик уже использовал черный хрусталь.

«Черная» коллекция пользовалась таким успехом, что некоторые предметы из нее повторили в золоте и серебре. «Раньше вазу просто ставили на полку –

и все. Но я хочу создавать вещи, которые можно сочетать с чем угодно, –

говорит Мони. – Тем более что сейчас не принято делать интерьер в едином стиле. Подобно тому, как сегодня надевают жакет Chanel с джинсами, так и ваза Lalique способна украсить любые стены».

Марке Baccarat, существующей с конца XVIII века, пятнадцать лет назад тоже грозили серьезные проблемы. Найденное решение казалось простым и одновременно смелым. Филипп Старк создал в одном из парижских особняков дом Baccarat (Maison Baccarat) – магазин, музей и ресторанчик под одной крышей. Более трехсот посетителей ежедневно заглядывают в этот дом. В компании гордятся традициями: до сих пор все изделия из хрусталя делаются вручную в городке Баккара на востоке Франции.

И тем не менее в Baccarat активно привлекают авангардных дизайнеров. (К слову сказать, в свое время с компанией сотрудничали Жан Кокто, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо.) Японский дизайнер Tse-Tse изобразил на бокалах линии Saga едва заметные скелеты и отпечатки пальцев, Кензо Такада в коллекции «Огни Азии» сочетал черный лак и прозрачный хрусталь – на создание фигурки Будды на лаковом постаменте дизайнера вдохновила статуя ХII века. Эффектно смотрится золотая гравировка хрустальных ваз Quatre Saisons, тоже навеянная японской стариной.

Пересмотрели в Baccarat и стратегию продаж: например, если раньше бокалы предлагались в комплектах по 6–12 штук, то теперь парами. К тому же и Lalique, и Baccarat расширили ассортимент, добавив к посуде и предметам интерьера ювелирные украшения и духи.

(Использованы материалы FT)