Без “Премьера”


“Винап” остановил производство водки 1 января 2006 г., так как из-за непогашенной задолженности по налогам завод не получил федеральных акцизных марок. В мае компании удалось разместить производство водки своего популярного бренда “Премьер” на заводе “Оптима” в Маслянинском районе, а в конце июня “Премьер” стал выпускать Иткульский спиртзавод. Условия договоров и объемы производства стороны не разглашают. Тогда же в отношении “Винапа” была возбуждена процедура банкротства – наблюдение. В августе 2006 г. дочерняя структура “Винапа” – “Винап-Инвест” – объявила первый публичный дефолт среди российских компаний, не погасив облигации на 10 млн руб.

Член совета директоров “Винапа” Леонид Нагайцев рассказал, что в течение 2006 г. компания получала доходы преимущественно от сдачи в аренду производственных мощностей и инфраструктуры завода компаниям “Собол-бир” (принадлежит Сибирской пивоварне “Хайнекен”) и “Собол-аква”. Он уверяет, что завод постепенно сокращает кредиторскую задолженность и в течение одного-двух месяцев ожидает получения федеральных марок и возобновления производства. Потребители не забыли бренды “Винапа” и в 2007 г. компании удастся превзойти выручку 2005 г., полагает Нагайцев.

Но в отчете за III квартал 2006 г. “Винап” указывает на низкую вероятность продления действия лицензии. Как следует из документа (копия имеется в распоряжении редакции), кредиторская задолженность компании составляет 817,3 млн руб., а стоимость чистых активов – 53 430 руб.

Нагайцев отказался комментировать содержание отчета.

Начальник отдела контроля в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции Управления МНС по Новосибирской области Алексей Добрунов говорит, что “Винап” до сих пор не получил федеральные марки из-за задолженности перед бюджетом. Он не стал комментировать перспектив погашения долга, сказав, что компания не зря указывает в отчетности низкую вероятность продления лицензии.

В первой половине года из новосибирских производителей винно-водочных изделий федеральные марки удалось получить “Сибирскому аромату”, “СиНапу”, “Оптиме” и “Витте”, добавил председатель комитета по регулированию потребительского рынка администрации Новосибирской области Николай Симонов.

Год назад областные власти пытались поддержать “Винап”, обратившись с просьбой к местным ритейлерам о содействии в продвижении его продукции, говорит директор сети “Быстроном” Тимофей Герасько. “Но сейчас завод не поставляет нам алкогольные напитки, “Премьер” исчез с прилавков “Быстронома” около месяца назад”, – отмечает Герасько. Директор по маркетингу “Витты” Евгений Титков говорит, что не видит в лице “Винапа” конкурента. Доля “Витты” на новосибирском водочном рынке с сентября – октября 2005 г. до сентября – октября 2006 г. увеличилась с 9,6% до 11,3%.

А директор по продажам дистрибутора алкоголя “Калибр” Владислав Домашенкин считает, что “Винап” скорее всего не сможет восстановить позиции на алкогольном рынке. Выходом из кризиса для предприятия может стать либо его продажа, либо мощная господдержка. “Росспиртпром”, представители которого уже обсуждали с новосибирскими властями ситуацию на заводе, мог бы поддержать “Винап”, включив предприятие в нацпроект по выпуску “народной водки” и предоставив ему субсидии, отмечает Домашенкин. Пресс-секретарь “Росспиртпрома” Дмитрий Добров пока не комментирует итоги этих переговоров.

Национальный директор “Союз-Виктан Россия” Константин Попов говорит, что крупные производители, в том числе и “Союз-Виктан”, не заинтересованы в покупке “Винапа”. Проще построить новое производство, чем прилагать гигантские усилия по выводу завода из кризиса и выплачивать его долги, считает он. Попов отмечает, что в России избыток производственных мощностей по розливу водки, несмотря на то что количество заводов сокращается. Если восемь лет назад в России было около 800 заводов, то в 2005 г. их осталось не более 400, а в 2006-м – около 280.