Молочная ферма


Свою первую компанию – агентство по созданию и раскрутке интернет-сайтов Itstime – Екатерина Голубовская, художник-педагог по образованию, создала в 25 лет. Однако только спустя пять лет, после рождения сына, она поняла, чем ей на самом деле следует заниматься. Два года назад она открыла компанию, которая занимается туризмом для молодых мам и беременных женщин. “Мне всегда было обидно слышать разговоры о том, что дети останавливают жизнь и как тяжел первый год, когда ребенок требует к себе постоянного внимания”, – делится впечатлениями Голубовская. Сетования матерей и положили начало “детскому” бизнесу.

Детсад на выезде

Чтобы дать родителям возможность отдыхать с малолетними детьми, не думая обо всех сопутствующих этому мероприятию заботах, она решила создать детский центр, который предлагал бы семейный отдых за рубежом. Идея оказалась непростой, ведь кроме услуг няни программа по ее замыслу должна была включать в себя работу огромного количества специалистов – инструктора по плаванию, детского валеолога, акушера, психолога, консультанта по грудному вскармливанию, врача-педиатра.

Педиатр – местный, русскоговорящий, к которому обращаются в страховых случаях. “Однажды ребенок выпил сердечный препарат мамы, в два часа ночи мы вызвали педиатра, который помог нам с госпитализацией, – и все обошлось”, – вспоминает Голубовская. По ее словам, это единственный неприятный случай за два года. Остальные специалисты – нерезиденты, которые выезжают вместе с туристами. Компания оплачивает им перелет и проживание.

Ни один из российских туроператоров, к которым обратилась Голубовская, браться за эту программу не захотел. “Все были уверены, что такая услуга пользоваться спросом в России не будет”, – вспоминает она.

Конец исканиям положила поездка на Кипр, где Голубовская познакомилась с представителями местной туристической компании Prometeus Travel. С ними в апреле 2005 г. она заключила контракт на организацию детского отдыха на базе отеля So Nice Beach Apts Hotel. Чтобы выкупить на один сезон (май – июль) девять номеров гостиницы и обеспечить центр необходимым оборудованием, понадобилось $70 000. Но самое сложное еще предстояло пережить, ведь на поиск клиентов оставалось чуть меньше месяца.

Силами собственного интернет-агентства вскоре был создан сайт центра, который назвали “Пеликаном”. Несмотря на то что туры нигде больше не рекламировались, заказы стали поступать сразу, благодаря чему первоначальные вложения окупились в первый же сезон.

Программа роста

Недостатка в клиентах в “Пеликане” не испытывают и сегодня: если в 2005 г. сюда обратилось 40 семей, то в 2006 г. – уже 100. “Половина из них покупают наши туры не первый раз, причем уже для детей, зачатых в наших поездках”, – признается Голубовская. Она сознательно отказывается от чартеров и общих трансфертов: “Родители и их дети должны чувствовать себя в полной безопасности”. “Мы разработали специальное детское меню, оборудовали в отеле игровую комнату, завезли туда кроватки, стулья, коврики для игр, все необходимые приспособления для плавания и купания”, – рассказывает Голубовская.

И показатели развития бизнеса пока не разочаровывают: в 2006 г. оборот компании составил 353 000 евро, что в три раза больше по сравнению с предыдущим годом, а чистая выручка равна 33 000 евро.

Виден потолок

Впрочем, не исключено, что показатели компании близки к максимуму. Эксперты перспективы развития такого бизнеса оценивают без восторга. По данным исследований Высшей школы экономики, в целом в прошлом году было продано 23,1 млн путевок и доходы туристической отрасли составили порядка $16,5 млрд. “Думаю, что доходы от услуг по организации путешествий с маленькими детьми в общем объеме рынка составляет сегодня менее 1%”, – говорит Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии. По ее мнению, этот барьер (1%) вряд ли будет преодолен в ближайшие пять лет, потому как у россиян, в отличие от европейцев и американцев, не принято не то что путешествовать, но даже показывать маленьких детей чужим людям. “Конечно же, это предрассудки, но здесь нужно учитывать, что путешествие с малышами – дорогое удовольствие. Оно доступно лишь людям с доходами выше среднего класса”, – говорит Тюрина. В перспективе число компаний, специализирующихся на подобных услугах, может увеличиться максимум до трех в Москве и, возможно, еще одна появится в Петербурге – больше рынку не нужно, рассуждает она.

Такого же мнения придерживаются и другие игроки рынка. По словам Татьяны Чувилкиной, замгендиректора по PR “Натали турс”, ежегодно ее компания продает около 300 000 путевок, при этом клиентов, путешествующих с детьми до двух лет (инфантами), крайне мало. Они не ездят в континентальную Европу, предпочитая морские курорты. На турецком направлении это 1% путевок, Кипр – 1%, Испания – 0,5%, Эмираты и Таиланд – 0%. Ситуация отчасти объясняется расстоянием: с маленькими детьми обычно не ездят далеко. Самым популярным направлением отдыха с детьми (до 14 лет) по-прежнему остается Турция – 16% (из них 4% инфантов) и Испания – 12% (3% соответственно). “Не думаю, что отдых россиян с малышами в ближайшие годы станет более востребованным, чем сейчас, – считает Чувилкина. – Европейцы путешествуют чаще, потому что им, во-первых, требуются для этого меньшие расстояния и, во-вторых, у них нет таких проблем с климатической адаптацией, как у нас”.

Голубовская мрачных прогнозов не боится. Более того, планирует активно развивать новые направления туров. К примеру, в феврале следующего года центр отправит своих туристов в один из горнолыжных киндер-отелей в Австрии (по словам Голубовской, 40% путевок уже продано), а в июле здесь собираются опробовать один из озерных курортов этой страны. “Когда бизнес только создавался, я не ставила перед собой цели на этом заработать, – поясняет предпринимательница. – Просто хотелось попытаться доказать молодым родителям, что отпуск с детьми – идеальная возможность посвятить время друг другу и не стоит рассматривать его как жертву”.