За поддержкой к Путину


“Вынуждена просить Вашей помощи”, – обратилась 27 ноября Анодина к Путину (копия ее письма вместе с резолюцией президента имеется в распоряжении “Ведомостей”). Более трех лет “любыми средствами, в том числе неправового характера” деятельность МАК пытаются разрушить. За этими действиями стоят “корыстные цели отдельных лиц и коммерческих структур”. Их имен и названий Анодина в письме не указывает. Зато она пишет, что в ноябре появилось поручение подготовить указ президента о передаче функций МАК государству. Это противоречит международному праву. Ведь МАК создан государствами СНГ и зарегистрирован в Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Поэтому лишить комитет полномочий невозможно без расторжения ряда межправительственных соглашений, в том числе со странами СНГ, США, Китаем, Индией, Евросоюзом, отмечает Анодина.

К тому же передача функций МАК государству приведет к “неоправданным финансовым и временным затратам” – к примеру, на создание новой системы сертификации. “Полагаю, что Вам не докладывались вышеуказанные последствия”, – пишет Анодина. Она просит “указаний” президента прекратить все действия, “противоречащие международным соглашениям России и ее интересам”. Путин переадресовал письмо премьеру Михаилу Фрадкову с одной лишь фразой: “Ваше мнение?”.

Генерал авиации Татьяна Анодина – бессменный председатель МАК. До этого работала начальником управления Министерства гражданской авиации СССР. Ее сын сенатор Александр Плешаков – основной владелец авиакомпании “Трансаэро” с оборотом почти в $530 млн. Сама Анодина, по данным авиакомпании, на начало года владела 3,25% акций компании. Представитель “Трансаэро” Сергей Быхал говорит, что о продаже этих бумаг он не слышал.

Получить комментарии Анодиной “Ведомостям” не удалось. В МАК, ИКАО и пресс-службе правительства от комментариев отказались. Но сотрудник Минтранса сказал “Ведомостям”, что ему известно о таком письме. Кто выдал ноябрьское поручение разработать указ о передаче государству функций МАК, в Минтрансе уточнить отказались. Но осенью министр транспорта Игорь Левитин уже предлагал правительству создать единое авиационное ведомство на базе Росавиации, куда должна перейти и часть функций МАК.

Юрист МИДа считает, что никаких правовых коллизий с лишением МАК части функций не возникнет. Россия вправе лишить МАК делегированных ему когда-то суверенных полномочий, утверждает он. Гендиректор “Ютэйр” Андрей Мартиросов тоже в этом большой беды не видит: “Лишь бы сертификацией техники и расследованием катастроф занимались разные ведомства”. Украина от ликвидации МАК не пострадает, уверяет сотрудник госдепартамента авиатранспорта республики. Ведь сертификацией и расследованием авиакатастроф в стране сейчас занимается госавиаслужба. Впрочем, начальник отдела департамента гражданской авиации минтранса Таджикистана Джамшед Ниязов говорит, что собственных ресурсов для сертификации и расследования катастроф у его страны, как и у других республик Центральной Азии, нет.