ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ: Мы упускаем шанс


В бизнесе есть понятие “упущенная выгода”. Россия может упустить выгоду в самом главном “бизнесе”, который только и может быть у государства, – в создании условий для достойной жизни граждан. У нас есть уникальный исторический шанс кардинально улучшить качество жизни большинства людей в стране, обновить изношенную инфраструктуру, позволить не только миллионерам и миллиардерам из сырьевого сектора или чиновничьей среды иметь комфортное жилье. Но для этого правящая элита должна сосредоточить свои усилия не на личном обогащении и поборах с частных предпринимателей, а на обеспечении такого механизма функционирования государственной машины, на создании такого законодательства, которые позволят людям, связывающим свою судьбу с Россией, воплотить в реальность вековые мечты о “светлом будущем”.

По сути, Россия почти всегда жила утопией будущего. Сначала мы строили, вернее, пытались строить истинное православное царство, потом – мировой коммунизм. И заплатили за эти утопии жизнями миллионов людей. Но в будущем есть место и вполне реальным задачам. Одна из них – превращение России в мощную экономическую и научно-технологическую державу с уровнем жизни, сопоставимым с наиболее развитыми государствами мира. Есть мнение, что проблемы России проистекают из масштабов территории. Но и Соединенные Штаты Америки – огромная страна, население которой сейчас превосходит российское почти вдвое. Значит, причина не в этом. Она в том, что мы так и не научились правильно использовать движущую силу позитивных изменений, способных преобразить жизнь десятков миллионов россиян. Я говорю о частной инициативе в сочетании с разумной государственной поддержкой.

Бум, которого нет

Сегодня макроэкономическая и политическая ситуация в России благоприятна как никогда ранее, что по идее должно повлечь за собой кардинально новое качество жизни. Нефтедоллары пока еще щедро наполняют российский бюджет. В стране действует президент, которому доверяют люди, а также существует относительно высокий уровень доверия населения к другим институтам власти. При этом государство не делает почти ничего, чтобы в России начался строительный бум – верный показатель того, что бурный экономический рост, который вот уже несколько лет подряд фиксирует статистическое ведомство, реально влияет на улучшение жизни миллионов людей. Но предложение на рынке жилья по-прежнему отстает от спроса. Уровень монополизации рынка стройматериалов и строительства жилых домов в регионах крайне велик, причем фактически застройщиков, как свой личный бизнес, контролируют местные администрации. Ипотечные кредиты невероятно дороги, а незаинтересованность банков в этом виде бизнеса при отсутствии достаточной филиальной сети не позволяет развивать жилищное строительство равномерно. Отсутствие нового жилья и развитой инфраструктуры, в свою очередь, приводит к углублению социальной пропасти между несколькими относительно благополучными регионами и всеми остальными.

К сожалению, мы так и не подошли к реализации нацпроекта “Доступное жилье” комплексно. Нет единой увязки главных участников этого проекта – федеральной, местной власти и бизнеса. Ну нельзя же строить наобум, где угодно и сколько угодно, просто потому, что существует нехватка жилых квадратных метров. Мировой опыт подсказывает, что предложение необходимо моделировать в каждом конкретном регионе по-своему. Индивидуально. Планомерное создание и развитие территорий, так называемая “урбанизация”, – вот выход из сложившейся ситуации. Только так можно аккуратно подойти к специфике регионов, правильно оценить особенности их территорий. Такой механизм поможет создать действительно конкурентные регионы с вполне понятными и конкретными точками экономического роста. Этому надо учиться и власти, и бизнесу. Учиться определению структуры спроса по жилью и уровню платежеспособности населения. Учиться определению ценности территорий для будущих инвесторов, а также степени участия в процессе местных властей. Учиться подсчету необходимых показателей для социальной и инженерной инфраструктуры и т. д. Кроме того, все это необходимо увязать с потребностью в квалифицированных кадрах и специалистах для решения поставленных задач. И было бы логично создавать условия для развития малого и среднего бизнеса. Но также на основе прогнозирования. Мы должны четко понимать, сколько и какого бизнеса необходимо на конкретной территории для достижения конкретных целей. Почему это важно? Да потому, что уже самим фактом своего существования малое предпринимательство создает основу для здоровой конкуренции, без чего качественно решать социальные и экономические задачи невозможно. В этом смысле показателен опыт Китая, который успешно двигается вперед, развивая свои территории через повсеместное развитие малого бизнеса. Еще один немаловажный факт: малый бизнес, как правило, ориентирован на внутреннего потребителя, т. е. на нас с вами. Пусть сегодня он в массе своей представлен торговлей, но его потенциал гораздо выше. И, кроме того, при всех своих проблемах и бюрократических препонах российский малый бизнес – элемент настоящего, который уже сейчас работает на будущее. Мы постоянно пытаемся определиться с тем, каким оно будет. Сегодня в нашей стране слишком много людей, не уверенных в завтрашнем дне. Они не хотят рожать детей, что влечет за собой уменьшение численности населения, не компенсирующееся миграцией. А ведь главный итог человеческой жизни, как и жизни страны, очень прост: что мы оставляем своим детям.

Жизнь и выживание

Да, у России появился стабилизационный фонд, размер которого к концу года превысит 3 трлн руб. Да, мы каждый месяц читаем статотчеты о повышении реальных доходов населения. Вот только почему-то подавляющее большинство россиян не ощущают в своей жизни реальных перемен – об этом говорят все социологические опросы. Многие наши города и села по-прежнему пребывают в откровенно запущенном состоянии. Безработица и бедность, расслоение общества приводят к развитию преступности, межэтническим конфликтам, наркомании и алкоголизму. Жилье дорожает бешеными темпами и остается недоступным для большей части населения. Жилищно-коммунальное хозяйство по-прежнему пребывает в пещерном состоянии – как с точки зрения реальной конкуренции, так и с точки зрения качества услуг, что особенно печально для потребителя. Вместо помощи государство пытается переложить на плечи населения все проблемные вопросы, связанные с реформой ЖКХ. Жилой фонд не ремонтировался годами, а теперь получается, что платить за этот колосс на глиняных ножках должно население, потому как оно теперь является собственником этого жилья. Такая же ситуация и с технологическим подключением к электросетям. РАО ЕЭС не строило и не ремонтировало сети в течение 10–15 лет, за что теперь из своего кармана расплачивается малый и средний бизнес. А что делать, ведь иначе останется без электричества. В таких условиях не до конкурентоспособности. Выжить бы.

Все это вкупе с откровенно плохим медицинским обслуживанием и неразвитой инфраструктурой делает жизнь миллионов людей в России, как минимум, неприятной и некомфортной. Казалось бы, государство четко обозначило приоритеты своей социальной политики, “упаковав” их в национальные проекты. Но для их успешной реализации необходимо, чтобы уже сегодня государство своим поведением убеждало людей, что в России можно рожать детей. Что можно действительно заработать на хорошее жилье. Можно не опасаться за свое Дело. Можно получить качественное образование и квалифицированную медицинскую помощь. То, что мы называем “национальными проектами”, в принципе, не имеет срока реализации. Это должно быть постоянной государственной политикой.

Но боюсь, что при нынешнем уровне коррупции, бесконтрольности и безответственности правящего класса у России практически нет шансов использовать потрясающе выгодную экономическую и политическую конъюнктуру для строительства по-настоящему светлого будущего. А упустить такую возможность было бы преступлением перед нашими детьми.