Иностранцы не проходят


Российские водочные компании всего дважды за свою историю пытались воспользоваться опытом иностранных менеджеров. Весной 2001 г. Рустам Тарико уволил с поста гендиректора дистрибуторской компании “Руст Инк” датчанина Яна Анкерсена, который не проработал и полугода. Вторым иностранцем, который возглавил российскую водочную компанию, стал Кристоф Николас, до этого руководивший российским офисом производителя кондитерских изделий Harry’s. В июле этого года по приглашению Таймураза Бокоева, владельца “Истока”, Николас стал гендиректором ООО “Исток трейдинг” (входит в группу “Исток”, специализируется на продажах, логистике и маркетинге). Но, как и его коллега из “Руст Инк”, Николас продержался недолго.

О том, что он покидает компанию, “Ведомостям” рассказал менеджер “Истока”. “Кристоф [Николас] не справился со своими обязанностями”, – сообщил собеседник “Ведомостей”. Эту информацию подтвердил и сотрудник сети “Пятерочка” (входит в X5 Retail Group), осведомленный о кадровой ситуации в “Истоке”.

Официально причину увольнения экспата в “Истоке” объясняют по-другому. “Он [Кристоф Николас] справился с задачами по реорганизации винного подразделения. Поставки виноматериалов с молдавского направления были заменены на итальянские, испанские и французские. Увеличились мощности винного производства”, – говорит советник президента “Истока” Сергей Алексухин. Он отметил, что у Николаса был срочный контракт, который заканчивается в конце декабря. Но кандидата на его место пока не нашли, признался Алексухин.

Участники рынка полагают, что экспаты не приживаются на российском водочном рынке. “Иностранцы привыкли к системной работе. В России это невозможно: теневой рынок превышает 30%, законы не работают, местные власти ставят преграды для выхода на локальные рынки”, – говорит коммерческий директор “Русского алкоголя” Вадим Касьянов. “Экспатам сложно понять, что водка – это жидкая религия, ее потребляют и в минуты горести, чтобы снять стресс, и в минуты радости, для поддержания компании. Как позиционировать в таких условиях продукт, они просто не понимают”, – считает генеральный бренд-менеджер “Винэксима” (“Путинка”, “Столичная”) Станислав Кауфман.

Таймураз Бокоев уже приглашал в “Исток” новых менеджеров из других отраслей. В 2003 г. он позвал топ-менеджеров из “Джамилько”, “Калины”, Motorola, PepsiCo и Kraft Foods. Но за время их работы позиции “Истока” даже ухудшились. По данным “Бизнес Аналитики”, рыночная доля компании в денежном выражении в водочном сегменте сократилась с 3,7% в первом полугодии 2003 г. до 2,6% по итогам 2004 г. В начале 2005 г. все приглашенные топ-менеджеры покинули компанию.