“Интер РАО” вне закона


Сейчас в России уже действует свободный рынок электроэнергии, поэтому старое постановление правительства все равно потеряло смысл, заключает источник в Росатоме.

То, что РАО ЕЭС превысило свои полномочия, передав “дочке” право на экспорт электроэнергии, аудиторы Счетной палаты обнаружили в ходе проверки деятельности холдинга в 2004–2005 гг. Отчет о проверке коллегия ведомства рассмотрела, сказал сотрудник Счетной палаты.

Право РАО ЕЭС на экспорт-импорт электроэнергии закреплено в постановлении правительства от 1996 г. об оптовом рынке электроэнергии, сообщил “Интерфакс” со ссылкой на материалы проверки. По мнению аудиторов, делегирование этой функции РАО было обоснованным, потому что государство владеет контрольным пакетом акций РАО ЕЭС и может контролировать деятельность холдинга. А вот документа о том, что эти функции может выполнять “Интер РАО”, не существует.

“Интер РАО ЕЭС” было создано в 1997 г., но хозяйственную деятельность начало лишь в 2000 г. Изначально компания на 100% принадлежало РАО и занималась в основном расшивкой долгов белорусского концерна “Белэнерго” перед Литвой и энергохолдингом и поставками энергии из Литвы в государства СНГ и Калининградскую область. Продавать энергию за рубеж “Интер РАО” стало в результате компромисса между энергохолдингом и атомщиками, вспоминает бывший первый зампред правления “Росэнергоатома”, а затем первый зампред правления РАО Леонид Меламед. В конце 90-х гг. торговля электроэнергией велась в основном по бартеру и живые деньги были редкостью, рассказывает он. “Росэнергоатом” тоже хотел продавать энергию за границу, но энергетики, владевшие сетями, отказывались транспортировать электричество. Но в 2001 г. совет директоров РАО ЕЭС согласился с передачей “Интер РАО” права на продажу всей электроэнергии на экспорт. А затем “Росэнергоатом” получил 40%-ную долю в операторе.

Но соглашение с концерном предусматривало, что “Интер РАО” станет единым оператором экспорта-импорта только после принятия правительством специального документа, определяющего порядок экспорта-импорта, отмечают аудиторы Счетной палаты. Но это так и не было сделано.

В РАО ЕЭС претензии аудиторов считают беспочвенными. Решение о создании оператора и передаче ему экспортно-импортных контрактов одобрено на государственном уровне, напоминает представитель энергохолдинга Марита Нагога. Эти решения было одобрены советом директоров РАО, большинство в котором занимают госпредставители, соглашаются опрошенные “Ведомостями” чиновники. Выводы Счетной палаты “вызывают недоумение”, к ним не нужно относится всерьез, уверен руководитель департамента Минпромэнерго Вячеслав Кравченко. Серьезных нарушений антимонопольного законодательства при передаче функций из РАО в “Интер РАО” не было, добавляет руководитель департамента ФАС Александр Пироженко.