РЖД разделит перевозки


Чиновники и РЖД больше полугода обсуждают, когда и как будет реформироваться грузовой бизнес компании. Последняя схема с созданием двух грузовых “дочек” РЖД только в минувшую субботу обсуждалась министрами транспорта Игорем Левитиным и экономического развития Германом Грефом с президентом РЖД Владимиром Якуниным. Поэтому деталей плана пока нет, сказали “Ведомостям” два чиновника. Ясно лишь, что у себя РЖД грузовой парк не оставит – новые “дочки”, скорее всего, получат большую часть вагонов (сейчас их около 600 000), уточнил “Ведомостям” президент РЖД Владимир Якунин. Как именно новые компании поделят эти вагоны, РЖД и чиновники должны определиться к концу января, добавляет он. Весной все заинтересованные ведомства должны согласовать весь план и расчеты, говорит руководитель Росжелдора Игорь Ромашов. Сами компании должны появиться в 2007 г. и планы по их IPO остаются в силе, резюмирует замминистра экономического развития Андрей Шаронов.

“Даже с половиной парка РЖД обе “дочки” будут почти в семь раз крупнее самых серьезных частных операторов, – отмечает Шаронов. – А создавать одну компанию опасно, после приватизации она обязательно воспользуется своим монопольным положением”. Впрочем, когда может состояться приватизация крупнейших грузовых “дочек” РЖД, чиновники прогнозировать не берутся.

РЖД с самого начала хотела создать одну 100%-ную “дочку” с условным названием “Грузовая компания РЖД”. Ей она планировала передать почти 80% своего парка. “Дочка” должна была работать как оператор, т. е. зарабатывать на сдаче вагонов в аренду. Все локомотивы, как и прежде, должны были остаться у РЖД. Капитализация грузовой компании, по оценке Morgan Stanley, должна была составить $6,4–8,9 млрд. И в 2008–2009 гг. РЖД рассчитывала продать до 49% ее акций на бирже, направив $3–4 млрд на инфраструктуру.

Но до сих пор этот план так и не был одобрен. Сначала Росжелдор предложил другую модель: выделить из РЖД несколько небольших перевозчиков, а большую часть парка передать новой 100%-ной госкомпании. Минтранс потом предложил РЖД согласиться на создание нескольких небольших “дочек” – для перевозки нефти, нефтепродуктов и химии, т. е. грузов, где сильны частники. А со всем остальным подождать.

Новую схему Шаронов считает приемлемой. Якунин вчера заявил журналистам, что для нее “созрело понимание”. Впрочем, другой сотрудник госмонополии утверждает, что в РЖД не в восторге от идеи чиновников. Но менеджеры компании готовы обсуждать этот план. Ромашов отмечает, что все еще будет обсуждаться. Но как минимум на одном его ведомство все же настаивает – монополию РЖД на локомотивы нужно снять. Так “дочки” РЖД со статусом перевозчиков, с дополнительными оборотами стоили бы дороже. Это выгодно самой госкомпании, говорит он.

Эксперты разошлись в оценке нового предложения чиновников. Гендиректор “Трансгаранта” Сергей Гущин считает, что любая схема с выделением из РЖД операторов хороша для рынка. Одного оператора выделят из госкомпании или двух – неважно. Частные компании все равно смогут с ними конкурировать, уверен он. А конкуренция перевозчиков в масштабе всей страны пока невозможна. Частники все равно смогут и дальше забирать у РЖД и ее “дочек” высокодоходные грузы, они работают эффективнее, а низкодоходные им пока и самим не нужны, соглашается директор департамента ФБК Игорь Николаев. А вот с двумя “дочками” РЖД, скорее всего, привлечет меньше денег от IPO – практика показала, что инвесторы больше доверяют крупным компаниям, считает эксперт.