Удобная вертикаль


Вчера Миронов в беседе с журналистами назвал ратификацию договора между федеральным центром и Татарстаном большой ошибкой. Спикер считает договор “опасным” и предполагает, что он повлечет за собой “вторую волну парада суверенитетов”.

Договор с Татарстаном федеральный центр обсуждал два года, и в ноябре президент Владимир Путин согласился поставить под ним свою подпись. Теперь его должны утвердить обе палаты парламента, иначе он не вступит в силу.

Договор с Татарстаном стал первым, который Кремль согласовал спустя несколько лет после “парада суверенитетов”, объявленного в середине 90-х гг. экс-президентом Борисом Ельциным.

В 1994 г. Татарстан, как и сейчас, стал первым регионом, с которым федеральный центр заключил договор о разграничении полномочий. А к 2001 г. таких договоров было заключено 42. Бадовский отмечает, что тогда регионы активно стремились заключать договоры, чтобы максимально расширить свои экономические и политические полномочия. “Такие договоры позволяли регионам жить не только по Конституции”, – соглашается автор книги “Путин и регионы. Централизация России” Виталий Иванов.

Путин в 2001 г. взял курс на централизацию федеральной власти: Дмитрию Козаку было поручено законодательно унифицировать права регионов, а полпреды президента в семи округах курировали этот процесс на местах. К 2006 г. было прекращено действие всех договоров. Но республики настаивали на заключении отдельных договоров, ссылаясь на национальные и экономические особенности.

Источник в Кремле признает, что возобновлять практику договоров в администрации президента особо не хотят. При этом он уверен, что санкции на критику договоров в Кремле Миронов не получал.

Госдума утверждать договор с Татарстаном не спешит: профильный комитет по делам Федерации и региональной политике вынес по нему положительный отзыв, но утверждение договора перенесли на весеннюю сессию. “Татарстан вновь претендует на особый статус, и это вызывает раздражение в российском парламенте”, – говорит Иванов. Но заявление Миронова о новом “параде суверенитетов” необоснованно: федеральное право в последние годы строится на презумпции отсутствия суверенитета у республик, говорит он. Текст договора с Татарстаном безобиден, но вслед за ним о дополнительной автономии могут заговорить и другие республики, объясняет председатель комитета Госдумы по региональной политике Виктор Гришин. Он не исключает, что на высказывания Миронова подтолкнула не забота о государстве, а политические соображения: это еще один повод для давления на оппонентов из “Единой России”.

Тема государственного суверенитета является выигрышной с электоральной точки зрения, Миронов не мог ею не воспользоваться, говорит политолог Дмитрий Бадовский.