Сбалансированная “Эйфория”


Мини-фестиваль Андрея Плахова предназначен прежде всего для тех, кому непременно надо увидеть все первыми. Особенно фильмы, которые явно будут на слуху. А небольшое число показов и нехватка билетов только работают на репутацию фестиваля. Нынешняя программа выглядит аппетитно. Объединяют все фильмы, как следует из анонса, сделанного Плаховым, “эйфорическая эмоциональность и интенсивная изобразительность, которые становятся едва ли не главными чертами современного кино”. Труднее всего будет попасть на “Черную книгу” Пола Верховена, открывающую фестиваль, и на “Вавилон” Алехандро Гонсалеса Иньяриту – им “Эйфория” закончится.

“Черная книга” стала одним из основных событий последнего Венецианского кинофестиваля. По жанру новая работа Верховена – военно-исторический триллер про певицу-еврейку, беженку из фашистской Германии, вступившую в Голландии в ряды Сопротивления с целью отомстить виновным в гибели ее семьи. Сюжет, впрочем, только фон для наблюдений Верховена за взаимоотношениями немцев и голландцев. Режиссер пытается честно посмотреть на исторические факты.

Столь же честным как будто хочет быть и мексиканец Иньяриту, попытавшийся взглядом окинуть всю планету. Попытка была оценена в Каннах призом за режиссуру. Иньяриту вновь использует столь любимое им нелинейное повествование, показывая сразу три истории, сцепленные между собой, казалось бы, случайными, но на самом деле очень крепкими связями. В марокканской пустыне мальчишки-пастухи, забавляясь, стреляют по автобусу с туристами и тяжело ранят американку, путешествующую с мужем (Кейт Бланшетт и Брэд Питт). В США возвращения путешественников ждет мексиканская няня, которая сидит с их детьми, ей очень надо поехать на свадьбу к сыну. В итоге она без разрешения везет детей через границу, и, естественно, возникают большие проблемы. Тем временем в Японии живет глухонемая девушка, страдающая от одиночества. Ее отец когда-то подарил марокканскому охотнику ружье, из которого будет сделан роковой выстрел. Иньяриту, как обычно, мастерски комбинирует линии повествования, но выводит их к несколько дежурному гуманистическому финалу.

Наше кино представлено комедией “7 кабинок” Дмитрия Месхиева. По определению автора, это “гламурно-криминальная игрушка”. Основное место действия – женский туалет в ночном клубе. Сюжет крутится вокруг дисков с компроматом. Очевидные достоинства – хитрая коллизия с сюрпризами, звездные лица на экране, а также неповторимый московский глянец, дающий повод для ироничного визионерства.

Голливуд представлен крепкой костюмной криминальной драмой “Престиж” Кристофера Нолана. Тут тоже поводов для изобразительной роскоши достаточно. Речь пойдет о живших в конце XIX в. двух иллюзионистах. Сперва они просто состязались в трюках, но постепенно соперничество превратилось в настоящую войну.

Не забыта и анимация, которая представлена довольно радикальным датско-германским фильмом “Принцесса” режиссера Андерса Моргенталлера, смешавшего анимацию и игровое кино. Причем рисовальная техника совершенно очевидно отсылает к традициям аниме. Эта традиция повлияла на способ повествования, монтаж и изрядную жестокость сюжета. В фильме речь пойдет о священнике, который воспитывает свою племянницу и мстит убийцам сестры, порноактрисы по прозвищу Принцесса. Шестым участником эйфорической программы будет фильм-сюрприз.