“Атон” продан


Продать бизнес владельцы “Атона” решили несколько лет назад. В 2005 г. они вели переговоры с американским инвестбанком Goldman Sachs, но, по словам Евгения Юрьева, “не сошлись по структуре сделки”. Близкий к переговорам источник рассказывал, что американцы хотели купить сразу 100% акций компании и трижды повышали цену, предложив под конец более $200 млн. Затем среди претендентов на “Атон” назывались Stanley, J.P. Morgan Chase и Merrill Lynch, а в марте в переговоры вступил банк Bank Austria Creditanstalt, входящий в итальянскую группу Unicredit. Вскоре он стал основным претендентом, а вчера стороны объявили о сделке.

Итальянцы заплатят $424 млн за основную часть бизнеса “Атона” – инвестиционную (“Атон-Брокер”) и обслуживание иностранных клиентов (Aton International). Больше платил только Deutsche Bank за Объединенную финансовую группу.

Это вдвое больше, чем предлагал Goldman Sachs. Сумма рассчитана методом дисконтирования денежных потоков с учетом оценочных коэффициентов, объяснил член совета директоров Bank Austria Вилли Хеметсбергер (см. интервью на стр. А6). Собственный капитал двух проданных компаний, по словам гендиректора “Атон-Брокера” Александра Канделя, составляет около $100 млн, выручка “Атон-Брокера” по итогам года превысит $100 млн, а операционная прибыль – $50 млн. Президент группы “Тройка Диалог” Рубен Варданян называет такую оценку – четыре капитала и восемь прибылей – “на растущем рынке нормальной, но не супер”. Председатель совета директоров банка “Траст” Илья Юров считает сумму $424 млн хорошей, а управляющий партнер New Russia Growth Capital Advisers Алексей Панферов – очень хорошей для продавцов: “Их можно поздравить, тем более что после неудавшейся сделки с Goldman Sachs “Атон-Брокер” утратил свои позиции на рынке даже имиджево”. “$424 млн – немалая сумма для покупки любых активов в России, и, если многочисленные комитеты группы Unicredit ее одобрили, значит, ее топ-менеджмент хорошо понимает, зачем им это нужно”, – говорит президент “Морган Стэнли Банка” Райр Симонян.

Итальянцы заплатят всю сумму сразу. В такой ситуации принципиальный вопрос – сохранение команды, говорит Варданян. Останутся практически все, обещает Юрьев. Сам он возглавит наблюдательный совет, а Кандель сохранит пост гендиректора.

Ожидается, что сделка будет завершена в I квартале следующего года. После этого, по словам Хеметсбергера, “Атон” будет обслуживать клиентов вместе с принадлежащим Unicredit ММБ, ведь в группе инвестбанк всегда работает в связке с коммерческим. Unicredit намерена агрессивно развиваться в России на базе ММБ и “Атона”, говорит Кандель, именно желание группы развиваться быстро и обусловило то, что “Атон” был продан целиком, а не в два этапа, как ОФГ. Итальянцы поделятся с “Атон-Брокером” наработками и технологиями, в частности, в области структурных продуктов, обещает Хеметсбергер, а в среднесрочной перспективе “Атон-Брокер” может провести ребрендинг и название “Атон” будет скомбинировано с названием банка или группы.

Интернет-брокер “Атон-Лайн”, а также бизнес по управлению активами, включая “Атон-Менеджмент”, останутся у прежних владельцев. Они намерены сконцентрироваться на дальнейшем развитии этих проектов, а также в области недвижимости. Юров не удивлен, что акционеры “Атона” решили оставить себе этот бизнес: “Россия – самый большой потребительский рынок в Европе, здесь перспективно развивать все, что ориентировано на массового потребителя”. На это будет направлена часть средств, полученных от Unicredit, пообещал Юрьев. “В этом бизнесе мы видим возможности самостоятельного развития”, – говорит он.

А вот ресурсы для развития инвестиционного и брокерского бизнеса у российских компаний уже на пределе. “Очевидно, что большинство ведущих мировых игроков будет работать на российском рынке, и самостоятельно развиваться здесь становится затруднительно. А так получаем сочетание капитала и экспертизы”, – сказал вчера Юрьев. С ним соглашается Варданян.