Церемониться принято


Основной и самый востребованный продукт чайных клубов – китайский чай: штука в том, чтобы его правильно заварить и подать. Большой популярностью также пользуется матэ, для распития которого в Москве существуют несколько клубов. При этом мало кто догадывается, что формат чайного клуба – это типично московская придумка. Чайная церемония со всеми ее ритуалами, производящими сильное впечатление на неофитов, – некий поп-синтез японских традиций, китайского отношения к качеству чая и китайского же обычая заваривать, пользуясь специальными керамическими чайниками и сливной доской. В процессе дегустации все это приправляется цитатами из китайского «Чайного трактата», написанного естествоиспытателем Лу Юем.

Ответственные за создание московского мифа о том, какой должна быть настоящая чайная, – профессиональный толкователь «Книги Перемен» Бронислав Виногородский, а также преподаватель боевых искусств Михаил Баев. В 1997 году в Cаду «Эрмитаж» они открыли «Клуб чайной культуры», исходя из парадокса: в России чая пьют много, но даже не представляют, какого качества может быть этот напиток. Чай решено было подавать максимально эффектно: невиданные ранее сорта с неслыханными названиями, привезенные из Китая буквально в карманах, околофилософские разговоры о китайской культуре, низкая мебель. Не менее запоминающимся было поведение ретивых служителей чайного культа, которые заставляли посетителей снимать обувь у входа. Зачем, непонятно, ведь у китайцев особых предписаний на этот счет нет.

Не то чтобы в Китае так чай не пьют. Просто в главной чайной стране мира его пьют по-разному: и из фарфоровых чашечек ручной работы в классическом интерьере, и из литровых стеклянных банок во время рабочего дня. В Москве прижилось несколько вариантов китайских чайных церемоний, при этом словосочетание «чайная церемония» относится скорее к японской культуре, чем к китайской. Для китайцев чай – дело повседневное.

То, что предлагают нам, скорее фантазии владельцев клубов «на восточную тему». Общеприняты пин ча –простейшее заваривание в чайнике, и гун фу ча – более тщательное заваривание чаев дорогих сортов, например улунов с Тайваня. Многие клубы практикуют «варку чая методом Лу Юя» на открытом огне. Между тем в Древнем Китае таким образом заваривали чай невысокого качества – напиток получался более крепким.

Успех московской чайной церемонии породил целое движение последователей. А отцы-основатели тем временем не поделили активы, и теперь в Москве два оплота «правильного» чаепития: тот, что в «Эрмитаже», остался за Михаилом Баевым, а Бронислав Виногородский открыл клуб «Ист».

В целом чайные клубы – это не очень-то удобно: каково ползать по татами в деловом костюме?! Разумная альтернатива – чайные комнаты при ресторанах, там более светский антураж. Отличие клуба от чайной комнаты не только в размерах. Тут по-другому расставлены акценты: экзотики меньше, зато можно поесть.