Не все в одну корзину


В полдень 17 декабря у станции метро «Битцевский парк» собрались примерно два десятка людей с большими сумками. Было суматошно: кто-то надписывал пакеты, кто-то закидывал их в подъехавшую машину, многие сдавали деньги. Так началась акция-поездка в московский детский дом № 37 на Вильнюсской улице с новогодними подарками, анонсированная месяц назад в нескольких сообществах Живого журнала. Организатора акции зовут Владимир, ему 35 лет, он менеджер по продажам, отец двоих детей, пишет в ЖЖ под ником b-e-r-s-e-r-k.

Год благотворительности

Уходящий год был объявлен Годом благотворительности в России. Само слово «благотворительность» стало чаще звучать в СМИ: по оценкам профильной комиссии Общественной палаты, если в прошлом году было опубликовано всего 1500 статей на эту тему, то за 9 месяцев 2006 года — уже 10 500. Согласно последнему опросу российского Форума доноров, объединяющего крупнейших благотворителей, в 2006 году россияне наконец начали разбираться в формах благотворительности и различать организации, которые этим занимаются. «Если раньше опрошенные не могли сказать, откуда знают про благотворительные акции, и из доноров помнили только Красный Крест, – говорит исполнительный секретарь Форума Наталья Каминарская, – то в этом году люди называли конкретные телепрограммы и даже печатные СМИ, а из доноров знали и «Время помогать», и «Линию жизни».

Что ни день, появляются новые благотворительные инициативы и организации. По данным российского отделения организации Charities Aid Foundation (CAF), сейчас в стадии становления около 15 частных и 10 корпоративных фондов (для сравнения: частных фондов в начале 2004 года было два, а корпоративных – ни одного). Российские компании, по оценкам CAF, отдают до 11% прибыли на благотворительность и социальные программы. По этим же оценкам, «Лукойл» тратит в год около 100 млн долларов, а «Северсталь-групп» – 50 млн долларов. «В России уникальная ситуация, – считает сотрудник «CAF Россия» Кирилл Ежов. – Львиную долю денег на благотворительность жертвуют крупные корпорации, в отличие, к примеру, от США, где больше распространены частные пожертвования и фонды».

Впрочем, и в России все больше простых граждан участвуют в благотворительных программах. Согласно результатам опроса, опубликованным ВЦИОМ в октябре 2006 года, 40% россиян готовы участвовать в благотворительной деятельности (в том числе 28% «безусловно готовы»). У людей с высшим образованием эта готовность возрастает до 48%. Какие варианты существуют, чтобы перейти от готовности к действию?

Собраться и сделать

«Три года назад, – рассказывает Владимир, он же b-e-r-s-e-r-k, – я прочитал на одном форуме рассказ девушки, которая проходила практику в больнице, где лечились дети из детдома. Оказывается, такие дети не плачут от уколов, потому что знают, что плакать бесполезно: никто не заступится, никто не пожалеет. Мне не очень нравится, когда люди впустую размазывают сопли, поэтому я тогда предложил: давайте лучше просто скинемся и что-нибудь сделаем для них». Участники форума поддержали Владимира, однако координацию никто на себя брать не захотел. Тогда он решил действовать самым простым способом: нашел в Интернете ближайший детский дом, позвонил директору и спросил, в чем они нуждаются. В детдоме попросили маленькие магнитофоны-кассетники для репетиций и мелочи: варежки, носки. Владимир с другом купили два магнитофона, привезли и подарили… На следующий Новый год поехали уже втроем, купили пуховик для одной девочки и две пары варежек малышам. В этом году в мероприятии приняли участие около 50 человек. «Я выложил объявление о готовящейся поездке примерно в 40–50 интернет-сообществах, посвященных детям или малоимущим. Всего мы собрали 52 тысячи рублей, не считая вещей».

Примерно таким же образом в 2002 году начинала работать группа Helpchildren.ru. Сегодня она шефствуют над пятью детскими домами. Изначально это была группа коллег-юристов. На их сайте говорится: «Почти все мы живем в Москве, в зоне нашего действия Калужская и Владимирская области. И в столице у детских домов есть проблемы, но все это меркнет по сравнению с тем, что творится, стоит отъехать от МКАД километров сто пятьдесят».

ЖЖ-коммьюнити, посвященные благотворительности: chinese_pilot, deti_life, donors, help_save_child, nastenka_fund, nuzhna_pomosch, rdkb, rentgenorad, ru_adopt, vmeste_smozhem

www.helpchildren.ru

www.eva.ru, форум «Поможем вместе»

Cтаньте волонтером

Тот, кто не хочет или не может организовать собственную благотворительную инициативу, может примкнуть к одной из уже существующих групп. Вариантов помощи очень много: фонду «Созидание» (и многим другим) требуется транспорт – перевозить вещи, группе «Отказники» – теплый склад и сопровождающие для перевозки детей. Бывает нужна юридическая и психологическая помощь. По словам Елены Альшанской, координатора волонтерской группы «Отказники», «очень важно найти занятие по душе. Возможно, вы идеально заполняете отчеты, а, например, от игр с детьми быстро устаете. Важно вовремя переключиться».

Часто подобные группы возникают при больницах или детских домах, например, много лет существуют волонтерские группы при Российской детской клинической больнице, при детском отделении НЦ Рентгенорадиологии. «Два месяца назад я по ссылке случайно попала на сайт Otkazniki.ru, – рассказала «Пятнице» адвокат Евгения Бозкурт. – Эта волонтерская группа помогает детям-сиротам, живущим в больницах. Детей, конечно, очень жалко, и мы с мужем приняли решение одного из ребят усыновить, и еще двоих усыновляют тоже, сейчас документы находятся на оформлении».

«Доноры – детям», www.donors.ru

«Отказники», www.otkazniki.ru

«Приют детства», Sosdeti.ru

Деньги и подарки

Пожертвование можно сделать даже не вставая с рабочего места, в этом году – настоящий бум «офисной благотворительности». Екатерина Левшина, менеджер по благотворительным проектам ИД Independent Media Sanoma Magazines, говорит, что за последний год объем денег, которые сотрудники жертвуют на благотворительные цели, увеличился в 1,5 раза.

По оценкам Светланы Никифоровой, руководителя программы частных пожертвований «Им нужна ваша помощь» «CAF-Россия», в первые полгода в программе обычно участвуют 5–10% сотрудников: «А затем, когда поступают первые отчеты и люди видят, на что потрачены их средства, лед постепенно начинает таять и число участников увеличивается». Никифорова подчеркивает, что больше всего средств удается привлечь на лечение тяжелых детских болезней. Но и тут все не так просто: если проблемы детской онкологии или кардиологии известны сравнительно широко, то, допустим, о генетических заболеваниях знают меньше. По словам Марии Залуниной, координатора фонда «Помоги.орг», поддерживающая терапия в таких случаях «может стоить 10–25 тысяч долларов в год, и за пределами Москвы дети ею практически не обеспечиваются».

Благотворительный фонд «Созидание», Fondsozidanie.narod.ru

Программа частных пожертвований «Им нужна ваша помощь», www.donatenow.ru

Фонд «Настенька», Nastenka.ru

Фонд «Детские сердца», www.childrenshearts.ru

«Помоги.орг», www.pomogi.org

Где узнать больше

Важно помочь узнать друг о друге тем, кто может помочь, и тем, кто в помощи нуждается. Форумы и сетевые сообщества обеспечивают и общение, и оперативность: ход каждой благотворительной инициативы отражается практически в реальном времени. Это бывает важно, например, в случае лечения тяжелых заболеваний, когда ситуация может меняться очень быстро, к тому же необходимо попутно справляться с бюрократической волокитой. Та самая поездка в детский дом на Вильнюсской улице была бы невозможна без быстрой сетевой коммуникации.

Координатор проекта «Доноры – детям» Екатерина Чистякова считает, что использование интернет-технологий заметно увеличивает количество собранных средств. «Кроме того, огромный плюс Интернета – оперативность, – говорит она. – Если нужна, например, кровь редкой группы, то практически единственный шанс получить ее – разместить информацию в Сети».

Сегодня, когда у некоторых интернет-дневников тысячи читателей, особое значение приобретает фигура «активиста от благотворительности», «агитатора», «агента», когда человек, популярный в определенной среде, способен за несколько дней, оперируя собственным авторитетом, собрать среди своих читателей заметную сумму.

www.infoblago.ru

www.blago.ru

www.detskiedomiki.ru