Предпраздничное равнодушие


Антикварная рождественская ярмарка, в отличие от весеннего и осеннего антикварных салонов в том же ЦДХ, особых открытий не предусматривает. На нее всегда выставляют побольше ювелирных украшений и произведений прикладного искусства, т. е. потенциальных подарков ценой от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. В этом году в Антикварной рождественской ярмарке приняли участие 100 галерей, однако чего-то выдающегося среди рядовой живописи, поновленной мебели и огромных люстр, сверкающих так, словно их только что сделали, заметить на стендах не удалось.

Приятной неожиданностью, кроме шуток, стал вышитый бисером портрет Сталина на стенде аукционного дома “Елисей”. Его изготовила с большим религиозным чувством пермская мастерица в качестве подарка портретируемому. Заинтересовал портрет даже не сюжетом (актуализированным недавней выставкой Музеев Кремля “Подарки вождям”), а виртуознейшей тонкостью исполнения – мельчайший бисер, нежнейшая серебристая гамма. Новость ярмарки – стоящие прямо в зале два коллекционных “мерседеса” галереи “Старое время”. Но они, кажется, только красиво занимали пустующее место. Как и проект галереи “Роза Азора” – рукодельный сказочный зимний город художницы Дианы Хайченко. Он радует глаз, но к антиквариату отношения не имеет и органичнее смотрелся бы на открывшейся вчера ярмарке “Блошиный рынок” на Тишинке, где тоже торгуют старыми предметами и художническими поделками, но с меньшей серьезностью.

Ярмарка “Полвека советского искусства. 1920–1970 гг.” тоже растет в количестве участников (на этот раз 44 галереи), но как-то нерасчетливо тормозит в качестве и логике подхода к рынку. Здесь художников по-прежнему преподносят скопом, под одной маркой, как 15 лет назад, когда “советским” считался идеологический кич, а красные знамена из “красных уголков” продавались в одном пакете с портретами вождей не важно чьей кисти.

С тех пор рынок на произведения художников, работавших на территории нашей родины почти весь прошлый век, оформился, структурировался. Свою, традиционно высокую цену имеют произведения русского авангарда 20-х гг. (учитывая его международное культурное значение), свою, только формирующуюся – полотна правоверных соцреалистов, академиков и народных художников. Растет стоимость произведений лидеров неофициального советского искусства. Их как раз лучше покупать в проверенных местах, таких как галерея Полины Лобачевой, “Пандан”, “Кино” (кстати, участники недавно прошедшей ярмарки “Арт Манеж”). Галерея “Ковчег” регулярно выводит на рынок работы полузабытых или совсем забытых советских художников, но обязательно исключительно хороших профессионалов, со своей личной темой и творческим лицом. Галерея Леонида Шишкина регулярно устраивает аукционы членов Союза художников СССР и с особым вниманием взращивает круг коллекционеров живописца Дмитрия Налбандяна.

Ярмарка “ Полвека советского искусства” словно всех этих перемен не замечает, и общее впечатление от нее – утомительный сумбур вместо отборной живописи. Самый сильный участник здесь – галерея “Совком”, она выставила ударные лоты своего аукциона, который пройдет завтра в залах ЦДХ. “Совком” специализируется именно на титулованных мастерах соцреализма, так что на его стенде можно увидеть и “Дочь Советской Киргизии” академика Семена Чуйкова, и картину “Ленин провозглашает советскую власть” академика Владимира Серова. Для тех, кто не готов покупать произведения, оцененные в несколько десятков тысяч долларов, “Совком” устраивает завтра аукцион “Без резервных цен”, где будет представлена “мелочовка” – графика и эскизы – тех же советских художников-орденоносцев. Все пойдет с нулевого старта и шагом в $100.

Продуманную экспозицию плаката 20-х гг. показала на ярмарке “Гелеев-галерея”. Как всегда чисто выступил “Ковчег”, доставший из небытия очень приятные декоративные коллажи киевской художницы Екатерины Раскиной. Но в общем хаосе даже на сравнительно небольшом пространстве ярмарки трудно отыскать что-то важное и стоящее. “Советское” – слишком расплывчатое определение. Возможно, чтобы ярмарка совсем не превратилась в базар-развал, стоит ей придумывать каждый раз новую тему. Например, в этом году показать советский модернизм брежневской поры, раз уж накануне ее открытия случился юбилей единственного генсека, которого большинство рожденных в СССР поминают снисходительно. В том числе и потому, что художники, в общем, могли в его царствование работать как хотелось.