Сколько стоит безопасность


Несмотря на замедление темпов роста российского IT-рынка, доходы его участников, специализирующихся на информационной безопасности, будут увеличиваться все быстрее. К такому выводу пришла российская IT-компания Leta. По ее оценке, в этом году объем рынка IT-безопасности составит $250 млн, или 1,8% от всего российского IT-рынка. Правда, с учетом “скрытого рынка” этот сегмент больше – около $700 млн, считает президент Leta Александр Чачава: около $450 млн приходится, по его расчетам, на работы по безопасности, включенные в более масштабные IT-проекты, и на закупку пиратских продуктов. В преддверии вступления России в ВТО, а также благодаря росту спроса в малом и среднем бизнесе российские предприятия станут более активно внедрять современные стандарты по IT-безопасности – например, ISO 27001, который указывает не какое IT-решение использовать, а как правильно выстроить защищенный бизнес-процесс, объясняет Чачава. В результате предприятия будут отдавать предпочтение партнерам, у которых информация тоже защищена должным образом.

Директор по маркетингу компании “Информзащита” Андрей Степаненко считает, что в этом году весь объем российского рынка IT-безопасности достигнет $260–275 млн. Росту, по его словам, способствуют госпрограммы по развитию IT и крупные проекты в госорганах. “Рынок IT-безопасности занимает не более 3–3,5% всего IT-рынка в России, но он растет быстрее IT-рынка, и это тенденция последних трех-четырех лет”, – говорит Степаненко. В госсекторе затраты на IT-безопасность выросли в этом году, по его оценке, примерно на 30%, в коммерческом – чуть меньше.

Руководитель направления информбезопасности “Крок” Михаил Башлыков считает оценку Leta завышенной, но согласен, что рынок IT-безопасности растет быстрее IT-рынка. Затраты российских заказчиков на каждую из систем безопасности он оценивает в $50 000–200 000 в год. За последние два года расходы компаний на IT-безопасность выросли в разы и сейчас составляют до 5% их IT-бюджетов, оценивает Башлыков. Он связывает это в том числе с участившимися кражами баз данных.

По словам гендиректора “Зебры телеком” Виктора Каледина, затраты его компании на IT-безопасность в 2006 г. почти не выросли. Для защиты баз данных, содержащих pin-коды клиентов, компания давно закупает ПО, говорит он. Также “Зебра” ведет запись телефонных разговоров персонала и установила видеокамеры в офисах. “Вымпелком”, говорит его менеджер по связям с общественностью Екатерина Осадчая, также стремится минимизировать внутренние, а не внешние угрозы.

Директор по маркетингу Info Watch Денис Зенкин говорит, что в 2005 г. лишь около 2% компаний использовали специальные средства защиты информации, а по итогам 2006 г. их будет уже 10%. Мировые продажи антивирусного ПО растут в среднем на 15–20% в год, в России же – более чем на 50%, добавляет он.