ВЕКТОР


Судебная помощь

Миноритарный акционер “Аэрофлота” – Национальная резервная корпорация (НРК) не оставляет попыток помочь менеджменту авиакомпании. Как сообщил представитель НРК, в среду одна из структур корпорации подала в арбитражный суд Москвы иски к российскому правительству, ряду министерств и ведомств. Акционер “Аэрофлота” требует признать незаконным бездействие чиновников, не подготовивших и не утвердивших директиву для совета директоров авиакомпании относительно закупки 22 новейших дальнемагистральных самолетов Boeing-787. Поставлять перевозчику лайнеры A-350 хотел и Airbus. Как утверждается в иске, “Аэрофлот” подписал опцион с американской компанией, срок которого истекал 15 сентября. Вопрос о контракте с Boeing менеджмент выносил на рассмотрение совета. Но из-за отсутствия директивы никакого решения по этому вопросу принято не было.

Сам по себе этот иск не несет никакой угрозы правительству. Даже если оно проиграет, суд обяжет чиновников лишь утвердить директиву – на ее содержание НРК повлиять никак не может. Но в том-то все и дело, что российским властям пока невыгодно объявлять имя будущего поставщика “Аэрофлота”. Ведь после летней покупки ВТБ 6% акций EADS (Airbus – его 100%-ная “дочка”) в Кремле решили привлечь европейский аэрокосмический концерн к реанимации отечественного гражданского авиастроения. А поскольку программа Airbus по выпуску A-350 пока буксует, приобретение этих самолетов “Аэрофлотом” могло бы стать разменной картой в этой сделке. Но определять параметры партнерства с EADS российским властям все-таки следует побыстрее. Победа в суде даст НРК возможность требовать с правительства компенсации убытков, а как только контракт на покупку лайнеров будет подписан, претензии миноритарного акционера “Аэрофлота” потеряют всякий смысл.

С прицелом на будущее

Компания “Транстелеком” (ТТК), эксплуатирующая крупнейшую после “Ростелекома” магистральную сеть связи в России, извлекла максимум выгоды из прихода в нашу страну одного из крупнейших телекоммуникационных операторов Европы – британской BT. Недавно BT получила лицензии, позволяющие ей самостоятельно обслуживать в России собственных клиентов – местные филиалы мультинациональных корпораций. Но одних лицензий для этого мало – необходимы еще и каналы связи. Их-то и предоставит англичанам ТТК, сеть которой охватывает 71 из 88 регионов страны. Кроме того, британская компания рассчитывает использовать каналы ТТК для доставки европейского трафика в Юго-Восточную Азию и наоборот. Взамен BT разрешит ТТК пользоваться своей международной сетью и будет оказывать российскому оператору консультационные услуги. В ближайшее время компании займутся разработкой коммерческой и маркетинговой стратегии и совместного бизнес-плана. Чуть раньше ТТК договорился об аналогичном партнерстве с японским оператором NTT Com – теперь у российского оператора есть все, чтобы поучаствовать в соединении Европы и Азии. Доходы от транзита чужого трафика (по оценке iKS-Consulting, в следующем году российские операторы заработают на нем $36 млн) – не все, на что может рассчитывать ТТК. В следующем году оператор и сам начнет оказывать услуги дальней связи: лицензия и готовая сеть у него уже есть, осталось заключить необходимые соглашения с российскими операторами зоновой связи. А наличие зарубежных партнеров может позволить ТТК удешевить эту услугу для абонентов.