Кремлевская четвертина


Лазейкой “Транснефти” могут воспользоваться не все, говорит аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов: например, “Роснефть” в этом году консолидировала основные “дочки”. “Роснефть” ежегодно выплачивала в бюджет столько, сколько требовали чиновники: за 2004 г. – 1,75 млрд руб., 10% прибыли, за прошлый год – 11,3 млрд руб., 20%. В этом году компания приняла положение о дивидендной политике, где обязалась платить акционерам не менее 10% прибыли. На днях президент компании Сергей Богданчиков сказал, что в ближайшие два года “Роснефть” не планирует менять дивидендную политику. В то же время компания выполнит требование акционеров, пообещал представитель “Роснефти”. “Газпром” рассчитывает размер дивидендов по формуле. Вряд ли чиновники будут требовать от “Газпрома” и “Роснефти” платить четверть прибыли акционерам, полагает Дашевский: обе компании планируют огромные капвложения и покупки.

В России нет единой дивидендной политики для госкомпаний, но Росимущество, которое управляет долями государства в большинстве компаний, уже несколько лет пытается диктовать правила. Ведомство требовало платить акционерам не меньше 10% чистой прибыли за 2004 г., потом – не менее 20% за 2005 г. Правда, не все соблюдают эти правила (см. таблицу).

Как стало известно “Ведомостям”, ведомство вновь решило поднять планку. По итогам этого года компании должны будут выплатить акционерам не менее 25% своей чистой прибыли, говорится в ответе Росимущества на запрос “Ведомостей”. Компании уведомят об этом до конца года.

Крупнейшие нефтегазовые компании мира платят акционерам 40–50% чистой прибыли, говорит начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. Но директор Prosperity Capital Management Александр Бранис не верит, что российские госкомпании выполнят требование чиновников. У них есть отработанный метод обходить правила Росимущества. Дивиденды рассчитываются из неконсолидированной прибыли компании по РСБУ. “Транснефть” перераспределяет свою прибыль на “дочки”. Например, за 2004 г. при консолидированной прибыли по МСФО в $1,43 млрд прибыль головной компании составила только 5 млрд руб. – втрое меньше, чем в 2003 г. А в 2005 г. – 4,61 млрд руб. РЖД показала убытки в IV квартале 2004 г., в итоге ее прибыль за девять месяцев составила 16,6 млрд руб., а по итогам года – 8,7 млрд руб. Но представители обеих монополий уверяли, что дивиденды тут ни при чем.

“Транснефть” в этом году не планировала увеличивать дивиденды, сказал вице-президент компании Сергей Григорьев (за девять месяцев 2006 г. неконсолидированная прибыль “Транснефти” – 3,95 млрд руб.).

“Возникает два вопроса: зачем это делать [требовать таких дивидендов], ведь бюджет у нас и так не страдает, и как будет компенсироваться инвестпрограмма госкомпаний, особенно тех, кто вкладывается в инфраструктуру?” – недоумевает старший вице-президент РЖД Федор Андреев. Повышение тарифов РЖД на 1% приносит в среднем 7,5 млрд руб. и, если компании придется заплатить 6,5 млрд руб. дивидендов за 2006 г., это потребует роста ставок на перевозки, объясняет Андреев. У РЖД может возникнуть еще одна проблема: в 2006 г. она планирует получить около 26 млрд руб. чистой прибыли по РСБУ, сказал президент компании Владимир Якунин. Но фактическая прибыль составит только около 10 млрд руб., а оставшаяся сумма – “бумажный” доход от списания 13 млрд руб. пени и штрафов за досрочное погашение старых налоговых долгов МПС и переоценки активов. РАО “ЕЭС России” тоже ожидает по итогам 2006 г. гигантскую “бумажную” прибыль в связи с переоценкой “дочек” – ОГК и ТГК. Представитель РАО ЕЭС напоминает, что менеджеры компании предлагали вообще отказаться от выплат акционерам. “Дивидендная политика не должна наносить ущерб имущественным интересам страны” и “в исключительных случаях” представленные компаниями расчеты будут рассмотрены отдельно, подтверждает представитель Росимущества.