Реаниматор одежды


В конце августа 2006 г. американские таможенники конфисковали в порту Лонг Бич 17 000 пар джинсов, сделанных на китайской фабрике. Обнаружилось, что молнии на них были подделкой японского бренда YKK. Чтобы хоть как-то решить проблему, американский импортер обратился в компанию Santa Fe Finishing в Лос-Анджелесе. Пятнадцать ее сотрудников отправились на таможенный склад и развернули там временный цех, оборудованный лампами, столами и инструментами. Следующие пять дней они с помощью ручных дрелей стачивали с молний поддельное клеймо YKK. Лишь после этого таможня разрешила ввоз джинсов в страну. Импортеру удалось избежать многомиллионных убытков.

Руководит компанией Santa Fe Finishing 64-летний предприниматель Барри Форман. Это далеко не первый его предпринимательский опыт. Суммарный стаж Формана в швейной отрасли превышает 30 лет. Сначала он продавал текстиль, затем стал одним из основателей линии одежды Laundry by Shelli Segal, которая позже превратилась в подразделение компании Liz Claiborne.

В 1970-е гг. Форман выпускал модные в то время женские костюмы из полиэстера, а в 1980-е переключился на вискозу. Но в начале 1990-х он заметил новую модную тенденцию, которая ему совсем не понравилась. Производители одежды стали переводить производственные мощности в страны Юго-Восточной Азии. Форман понял, что не хочет заниматься пошивом одежды. “Бизнес больше не приносил прибыли, а переводить производство за границу мне не хотелось”, – вспоминает он, добавляя, что к тому времени он заработал достаточно, чтобы “на время забрать свои фишки со стола”. В 1992 г. в возрасте 50 лет Форман продал свою компанию и отошел от дел. В течение следующих восьми лет он воспитывал дочь, которой сейчас 16, играл в гольф, управлял автомобильной мойкой и инвестировал в коммерческую недвижимость. Но он соскучился по лихорадочному ритму швейного бизнеса и в 2000 г. купил компанию Santa Fe Finishing.

Теперь эта компания специализируется на исправлении дефектов и брака, допущенных азиатскими производителями одежды. Дело в том, что к тому моменту, как бракованный товар достигает берегов США, отправлять его обратно нет никакого смысла. Импортерам, получившим бракованную партию, остается либо отдать ее на переделку одному из американских подрядчиков, либо отправить в утиль. Компания Формана, способная исправить дефекты неподалеку от портовой зоны, прямо в Лос-Анджелесе, помогает импортерам избежать убытков на миллионы долларов.

Обычное утро. На фабрике Santa Fe Finishing площадью более 2000 кв. м кипит работа. В одном месте работники выводят масляные пятна или удаляют запахи, а сидящие рядом швеи ликвидируют небольшие дефекты. На противоположной стороне цеха валит пар от 20 промышленных утюгов.

В центре цеха 13 работников ощупывают яркие полосатые футболки. Партия из 14 000 предметов детской одежды, разработанной местной компанией Stony Apparel, предназначалась для продажи в магазинах компании Kohl’s, которая требует от своих поставщиков соблюдения стандартов контроля качества, прежде чем товар займет место на полках магазинов. Сотрудники Формана обнаружили, что в 15% футболок, произведенных на фабрике в Китае, при малейшем натяжении рвался шов на линии груди. Пока работники в одном конце цеха переделывали порвавшиеся швы, в другом конце отмечали цветной лентой поврежденные строчки или другие ошибки, допущенные при шитье.

Большинство заказов связано с исправлением подобных мелких огрехов, но иногда сотрудникам Формана приходится выполнять сложные “хирургические операции”. Два года назад он запросил у производителя мужской одежды для гольфа $4,25 за каждую из 20 000 ветровок, рукава которых оказались на 15 см длиннее, чем нужно.

“Такие ветровки подошли бы, пожалуй, только горилле”, – вспоминает Форман. Его работники отмерили нужную длину, подрезали и подшили рукава, чтобы спасти заказ, рассказывает он.

Другая партия одежды пострадала по дороге в США. В июне работники компании целый день разбирали 15 000 пар брюк, пострадавших от морской воды, которая попала в грузовой трюм. “Они превратились в кашу”, – говорит Форман. Пары, подлежащие спасению, обработали средством для удаления запахов, но более трети партии пришлось утилизировать.

“Когда я сам выпускал одежду и на производстве возникала проблема, я мог проехать до фабрики пару километров, – говорит Форман. – Но что делать, если одежда произведена за несколько тысяч километров на другом континенте?” К сожалению, не существует достоверных статистических данных, показывающих, увеличилась ли доля брака в связи с быстрым ростом импорта. По данным министерства торговли США, в 2005 г. объем импорта одежды и текстиля в страну вырос на 15% по сравнению с 2003 г. и достиг $95,57 млрд.

Свой новый бизнес Форман сравнивает с работой реаниматора. Вместе с сотней своих сотрудников он сортирует прибывающие товары – с пятнами, пропущенными строчками и другими “болезнями”, – прикидывая, что и насколько быстро можно спасти. Среди клиентов Формана есть и относительно небольшие компании, такие как, например, Alarmex Holdings, и гиганты швейного бизнеса вроде Liz Claiborne и Kellwood. Крупным розничным торговцам, таким как Victoria’s Secret, Barneys New York и Wal-Mart, Santa Fe Finishing предлагает услуги по покраске одежды, проверке изделий на брак, глажке и складыванию, обрезке болтающихся ниток и упаковке. За устранение брака Santa Fe Finishing берет в среднем 70 центов за изделие. Только в прошлом году через Santa Fe прошло 7 млн предметов одежды и, по словам Формана, объем продаж за 2005 г. достиг $4 млн, что почти в четыре раза больше, чем в 2001 г.

Спрос на услуги по устранению брака растет так быстро, что у Формана уже появилось несколько конкурентов в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, а некоторые швейные компании США начали открывать собственные “отделения скорой помощи” в Китае и других странах Юго-Восточной Азии. Но Формана это ничуть не пугает. Работы, т. е. брака, хватит на всех, говорит он. “Стремиться к совершенству – это здорово, – смеется Форман. – К счастью, достичь его невозможно”. (WSJ, 13.11.2006, Ирина Окунькова)