ФБР проверяет Rosukrenergo


О том, что бизнес газового трейдера Rosukrenergo может контролировать Семен Могилевич, заявил летом 2005 г. экс-руководитель Службы безопасности Украины Александр Турчинов. Гражданин четырех стран – России, Украины, Израиля, Венгрии – 59-летний Могилевич дважды был судим в России, его много лет разыскивает ФБР по обвинению в мошенничестве, рэкете и отмывании денег. “Фамилия Могилевич не упоминается в документах компаний – учредителей Rosukrenergo, но существует много косвенных указаний на то, что ряд людей, подконтрольных Могилевичу, могут участвовать в деятельности компании”, – рассказывал Турчинов в интервью Financial Times.

Представители “Газпрома” и “Нафтогаза Украины” опровергали какую-либо связь Rosukrenergo с Могилевичем или его людьми, утверждая, что не знают имена бенефициаров, скрывающихся за Raiffeisen Investment. Несмотря на то что создание Rosukrenergo было согласовано президентами России и Украины, и Владимир Путин, и Виктор Ющенко утверждали, что не знают бенефициаров трейдера, на паях с “Газпромом” продающего среднеазиатский газ на Украине и в Европе.

Но в апреле этого года деятельностью и собственниками Rosukrenergo заинтересовалось министерство юстиции США. По информации WSJ, следователи отдела по борьбе с организованной преступностью минюста в Вашингтоне встречались с представителями Rosukrenergo и Raiffeisen Investment. Вскоре владельцы “австрийской половины” швейцарского трейдера решили назвать себя. Ими оказались украинские предприниматели Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин.

Это лишь подогрело интерес американских правоохранительных органов к Rosukrenergo. Сейчас минюст и ФБР, ведущие расследование в отношении Rosukrenergo, сосредоточили внимание на возможных связях Могилевича и его партнера Игоря Фишермана (его также разыскивает ФБР) с кипрской компанией Highrock Holdings. В последние месяцы агенты ФБР встречались со свидетелями в странах Центральной и Восточной Европы, собирая информацию о связях Могилевича с Highrock Holdings, пишет WSJ со ссылкой на людей, знакомых с ходом расследования. Представители минюста и ФБР отказались комментировать WSJ ход расследования, “Ведомостям” связаться с ними не удалось, как и с Фирташем.

Ранее он в интервью “Ведомостям” утверждал, что является главным владельцем Highrock Holdings. Он рассказывал, что “несколько раз видел Семена Могилевича, но не был с ним близко знаком”. Фишермана он “знает”, но его партнером по бизнесу не был. Фирташ говорил, что был партнером “Итеры” в программе “Продовольствие в обмен на газ”. Предприниматель работал через Highrock Holdings и израильскую Highrock Properties. Highrock Holdings была основана в 2000 г. юристом Ольгой Шнайдер, работавшей с “Итерой”, пишет WSJ со ссылкой на следователей минюста США. Одним из трех акционеров Highrock Holdings была принадлежащая Могилевичу на 40% кипрская фирма Agatheas Trading, а одним из ее директоров – жена Могилевича Галина Телеш. Могилевичу и Фишерману принадлежала треть акций Highrock Holdings и эту долю представляла Телеш, пишет газета.

Фирташ объяснял в интервью “Ведомостям”, что стал совладельцем обеих фирм гораздо позже: “Я случайно выяснил, что в списках учредителей этих компаний числятся жены Могилевича и Фишермана, тут же поехал на Кипр и все переписал. Когда эти [исходные] документы оказались у американского минюста, они сначала сделали вывод, что я связан с Могилевичем, но потом я убедил их, что это не так”. Представитель Rosukrenergo Андрей Кнутов отрицает какую-либо связь трейдера с Могилевичем, а про расследование минюста США и ФБР ничего не слышал. “Можно расследовать что угодно, пусть результаты покажут”, – говорит представитель “Газпрома” Сергей Куприянов.