Как стать президентом


На детском сайте президента Владимира Путина (www.uznay-prezidenta.ru) появился новый раздел – “Школа президента”. На сайте можно поприсутствовать на “президентском уроке” и почитать о некоторых понятиях, связанных с институтом президентства в России.

На чем держится государственная власть, спрашивает сайт – и объясняет: только на ремне, как и власть родительская, она держаться не может, “даже если это ремень президента или министров и депутатов Думы”.

Говорит сайт и о разделении властей: оно специально придумано, чтобы вся власть в России не оказалась у какой-нибудь одной компании подружившихся людей: “Если бы такое случилось, наша страна из демократической превратилась бы в тоталитарную, диктаторскую”.

Автором концепций “Школы президента”, как и всего детского сайта, стал автор “Вредных советов”, известный детский писатель Григорий Остер. Делать сайт его пригласил тогдашний руководитель администрации президента Александр Волошин.

И содержание, и дизайн сайта еще перед запуском одобрил сам Путин, говорит замначальника управления пресс-службы и информации президента Андрей Варламов, а замечания президента к сайту носили скорее стилистический, нежели политический характер.

Желающий поступить в “школу” должен пройти тест – выбрать правильный ответ из нескольких предложенных. Например, в качестве ответов на вопрос: “Как ты поступишь, если тебя попросили разделить что-то между твоим лучшим другом и незнакомыми тебе людьми?” – перечислены: “Вручу другу открыто больше”; “Тихонько передам другу чуть больше”; “Дам другу меньше”; “Раздам поровну”. Последний ответ гарантирует кандидату в президенты прохождение в “школу”.

Предлагаются вопросы, требующие не только сообразительности, но и эрудиции. Например, среди ответов на вопрос “Чем угостить арабского шейха, приехавшего к тебе обсудить цены на нефть?” встречается и такой: “жареный поросенок с хреном”.

На сайте можно узнать, что “суверенитет – это не сундук с сокровищами, на котором сидит президент, чтобы его не украли”, а такое же понятие, как “взрослость” <...> это его самостоятельность, возможность, ни у кого, кроме своих граждан, не спрашивая разрешения, делать то, что государство считает нужным сделать для защиты прав и свобод человека”.

А гражданину, который слишком сильно полюбил своего президента, не может без него жить, вешает на все стены его портреты, сайт советует “успокоиться и понять, что президенту от граждан нужно, чтобы граждане не нарушали права друг друга”.

Целевая аудитория – дети от семи до 14 лет. Запуск игры разработчики приурочили к зимним каникулам. “Вопросы, затронутые в “Школе президента”, не входят в школьную программу”, – рассказал Варламов.

Остер не скрывает, что писал игру для взрослых: “Главное, чтобы содержание президентского сайта прочитали директора школ, в Минобразовании, авторы учебников. Я стараюсь использовать лизоблюдство [взрослых], чтобы они не сформировали подобострастное отношение или ненависть к власти у граждан школьного возраста”.

Политтехнолог Глеб Кузнецов считает, что идея рассчитана скорее на взрослых, которые в процессе скачивания игры для детей почитают об основах российского государственного устройства.

А замгендиректора Центра политтехнологий Борис Макаренко увидел в игре положительный пример госпропаганды. Он вспоминает, что очень похожие детские разделы есть на сайте конгресса США, а при посещении сайта английской палаты общин предлагается игра “Найти булаву”. “Администрация нашего президента копирует западный положительный опыт по внедрению основ госустройства”, – заключает он.

Вопросы “школы” сформулированы таким образом, чтобы формировать положительное отношение к институту президентства, говорит ознакомившийся с сайтом глава наблюдательного совета Bukster Group Дмитрий Гусев: “Впереди выборы преемника Путина, и власти необходимо обеспечить внутреннюю легитимность процесса: технология игры в семье формирует доверие к кандидату “от президента”.

Кузнецов не видит в запуске сайта пропагандистских задач, ведь аудитория сайта в сотни раз меньше той, что смотрит государственное телевидение.