Кровавая открытка


Оригинальное “Черное Рождество”, снятое в Канаде режиссером Бобом Кларком, не стало особенно знаменитым фильмом, таким как “Хэллоуин”, “Пятница, 13” или “Техасская резня бензопилой”. Тем не менее влияние на жанр оно оказало огромное. Это был один из первых слэшеров, т. е. историй про пошаговое вырезание группы, обычно – молодых людей. Именно загадочные телефонные звонки маньяка из “Черного Рождества” с отвратительными криками, хрюканьем и всхлипами вдохновляли Джона Карпентера, когда он придумывал “Хэллоуин”. Фильм Кларка стал образцом для картины “Когда звонит незнакомец”, ремейк которой, кстати, недавно шел в кинотеатрах. От него же перекинут мостик к “Крикам” Уэса Крэйвена и японским “Звонкам”.

В ремейке “Черного Рождества” крови льется гораздо больше, чем в оригинале, а убийства намного изобретательнее. Режиссер Глен Морган и продюсер Джеймс Вонг обошлись с первоисточником очень свободно, сделав скорее картину по мотивам. Авторы стараются скорее развлечь публику, чем напугать. Что и понятно – ведь сюжет о маньяке с тяжелым детством, вернувшемся на место давней душевной травмы, растиражирован так, что дальше некуда.

Написанный Морганом и Вонгом сценарий о серийном убийце, находящем жертв в общежитии сестер милосердия, комментирует и развивает оригинальную историю, в которой так и не становилось понятно, кто и зачем убивал, почему странный неврастеник, шипящий в трубку, называл себя Билли и чем ему приглянулся именно этот конкретный дом. Забавно, что в качестве комментария соавторы использовали другой классический ужастик, хичкоковский “Психоз”, откуда взят главный мотив маньяка – болезненные отношения между матерью и сыном, тоже ход, заезженный до предела. Старое “Рождество” гипнотизировало таинственностью и медлительностью повествования, долгими планами пустых комнат, зловещих коридоров. Телефон, регулярно оказывавшийся на крупном плане, играл на правах полноценного актера. Да там и крови-то толком не проливали. Морган и Вонг не могут себе этого позволить. Они спешат и шутят, разукрашивая старую картину кровавыми узорами, как открытку к Рождеству.

Новое “Черное Рождество” довольно неплохо смотрится на фоне неспадающей волны ремейков классических и не очень ужастиков 70-х – начала 80-х. Производство хоррор-дублей стало чем-то вроде школьного упражнения, которое доверяют обычно дебютантам или режиссерам второго ряда. В методические пособия за последние пару-тройку лет уже включены “Техасская резня бензопилой”, “У холмов есть глаза”, “2001 маньяк”, “Туман”, “Плетеный Человек”, “Дом восковых фигур”, “Омен”, “Ужас Эмитивилля”, “Изгоняющий дьявола”. Ожидаются “Хэллоуин” и “Пятница, 13”. Но если в большинстве случаев получается честный разбор хрестоматии ужаса по буквам, то на этот раз Моргану и Вонгу удалось продвинуться чуть дальше. Они читают первоисточники, не запинаясь и не стесняясь нести забавную отсебятину.