Подкупательная способность


В прошлом году накануне рождественских праздников Сергею Маляру, директору по персоналу в Москве и Московской области сети магазинов “Пятерочка” (Х5 Retail Group), глава крупной компании преподнес в подарок мобильный телефон. “Его стоимость по тем временам составляла порядка $1500, поэтому я вежливо поблагодарил за поздравление, но презент не принял, – рассказывает Маляр. – Даритель понял ситуацию, не обиделся и на следующий день вместо мобильника прислал красивый календарь, который до сих пор украшает мой кабинет”. По словам Маляра, в его компании нет каких бы то ни было официальных документов, запрещающих принимать дорогие подарки, но сами сотрудники обычно стараются не делать этого. “Дарителями, как правило, являются поставщики, чей бизнес может зависеть от нашей компании. Быть обязанными им никто не хочет”, – объясняет Маляр. “Обычно клиенты не обижаются на подобные поступки, поскольку понимают сами, какие вещи обязывают партнера к определенному расположению к ним, а какие – нет, – отмечает Елена Егорова, директор департамента продаж и развития консалтингового агентства Penny Lane Personnel. – Поэтому обид в подобных ситуациях практически не бывает”.

Официально правил дарения и получения подарков нет и в Porsche Russland, констатирует Оксана Хартонюк, PR-менеджер компании: “Однако дорогие подарки у нас не принято принимать, если же кому-то присылают конфеты или фрукты, их также не принято присваивать – ими обычно угощают коллег”.

В некоторых компаниях предпочитают подобные вопросы регламентировать корпоративными уставами, с которыми под расписку должны быть ознакомлены все сотрудники. “По нашим установкам подарки дороже 30 евро сотрудники предоставляют в распоряжение компании, – рассказывает Елена Дивакова, руководитель отдела корпоративных коммуникаций ЗАО “ДаймлерКрайслер Автомобили Рус”. – После чего дорогие вещи либо разыгрываются на корпоративных вечеринках, либо идут на благотворительные нужды”. По словам Диваковой, таким образом дарители не будут обижены отказом, но и сотрудники обязаны дарителям не будут. Подарки дороже $100 не принято принимать в “Вымпелкоме”. “Наши сотрудники не должны давать или получать подарки, которые могли бы влиять или истолковываться как влияние на коммерческие решения”, – комментирует Екатерина Осадчая, менеджер по связям с общественностью “Вымпелкома”. – Соответствующие установки на предмет получения и дарения подарков прописаны в кодексе деловой этики, который вручается каждому новому сотруднику при приеме на работу”. Подобные правила есть и в российском подразделении Ford Motors. По словам Екатерины Кулиненко, PR-менеджера компании, это не российская особенность: подобные правила соответствуют международной корпоративной культуре компании Ford.

“В то же время физическое лицо, принимающее подобное подношение, может быть заподозрено в коммерческом подкупе, – считает Александр Евстигнеев, юрист компании “Линия права”. – Это касается только работников, выполняющих управленческие функции в коммерческих организациях”. При этом Уголовный кодекс (ст. 204) не дает четкого перечня работников, подпадающих под это определение, в силу чего к нему может быть отнесен весьма значительный круг лиц. В качестве ответственности за совершение подобного преступления предусмотрено лишение свободы до пяти лет. Вместе с тем коммерческий подкуп является труднодоказуемым преступлением. В любом случае это не будет распространяться на обычные подарки, стоимость которых (в соответствии со ст. 575 ГК РФ) не превышает пяти МРОТ (500 руб.).

“Сотрудник компании, принимающий подарки от клиентов, не может рассматриваться как частное лицо, – уверен Михаил Царев, управляющий партнер по стратегическому развитию аудиторской компании KPMG, – поскольку с этими людьми их связывает бизнес”. По его мнению, факт принятия сотрудником дорогого подарка от клиента может поставить под сомнение его независимость и беспристрастность. “В нашей компании существует внутреннее положение, основанное на международном кодексе о статусе аудитора и профессиональных этических нормах, которое не позволяет нашим сотрудникам принимать от клиентов подарки дороже $100”, – говорит Царев. Соблюдение этих требований вменяется в обязанность каждому сотруднику и является его персональной зоной ответственности. Для подарков клиентам KPMG существует рекомендательный список, куда входят шампанское, конфеты, сувенирные авторучки, ежедневники и подобного рода вещи, которые можно заказать в отделе маркетинга компании. “Насколько я знаю, от наших подарков еще никто не отказывался”, – отмечает Царев.

“Сегодня на $100 купить порядочный подарок часто сложно, – отмечает Егорова из Penny Lane Personnel. – Поэтому многие компании поднимают ценовой барьер вещей, которые можно принимать от партнеров и клиентов, не рискуя попасть от них в зависимость”. По ее мнению, сегодня к числу позволительных для дарения вещей (независимо то цены) относятся конфеты, вино, канцелярские принадлежности и вещи с корпоративной символикой (с новогодней символикой – только в Новый год).