Рубль устоит


На прошлой неделе министр экономразвития Герман Греф заявил о том, что с 2010 г. “есть риски небольшой девальвации” рубля. Он связал это с прогнозируемым удешевлением нефти с $61 до $50 за баррель и сокращением почти до нуля российского торгового сальдо. Еще резче обозначил проблему министр финансов Алексей Кудрин. Сальдо счета текущих операций будет сокращаться даже при стабильном реальном обменном курсе и благоприятной внешней конъюнктуре, предупреждает Кудрин в материалах о формировании нефтегазового фонда, представленных в Белый дом. В последние годы правительство и ЦБ пытались ограничить скорость повышения курса рубля, накапливая золотовалютные резервы и погашая внешний долг, пишет он. Однако резкое замедление объемов добычи и экспорта нефти радикально изменит ситуацию: при цене на нефть $40 за баррель (в текущих ценах) сальдо счета текущих операций в 2009 г. станет отрицательным (минус $45 млрд), подсчитал Минфин. Сейчас ЦБ поддерживает денежное предложение, скупая доллары и эмитируя рубли. Но возможности делать это в новых условиях будут очень ограничены. Поэтому “при падении цен на нефть будет необходима значительная девальвация рубля”, предупреждает Кудрин.

“Значительная девальвация” – это слишком сильно сказано, уточняет помощник министра Алексей Глаголев. В лекциях Кудрин все-таки говорит о плавной девальвации примерно на 3% в год. Отрицательное сальдо платежного баланса в 2010 г. возможно, но в объеме $10–20 млрд, полагает руководитель департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач. Он не исключает, что с 2008 г. правительство начнет “плавно ослаблять рубль, чтобы избежать резкого снижения курса в 2010 г.”. Темпы снижения курса рубля Клепач назвать отказался.

Реальность пока очень далека от прогнозов чиновников. По итогам 2006 г. ожидается беспрецедентное положительное сальдо торгового баланса – около $100 млрд. Аналитик Центра развития Сергей Пухов указывает на удвоение прямых иностранных инвестиций и почти десятикратный рост портфельных инвестиций. “Чтобы заявлять об отрицательном сальдо платежного баланса, [чиновникам] как минимум надо объявить о смене этих тенденций”, – сказал Пухов. По его мнению, сальдо платежного баланса может уйти в минус не ранее 2014 г. При сохранении финансовой стабильности и быстром экономическом развитии чистый приток капитала в Россию будет постоянным, прогнозирует Олег Солнцев из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Это компенсирует небольшой дефицит по счету текущих операций. Он считает, что при цене $50 за баррель дефицит платежного баланса не превысит $10–20 млрд. “Девальвация – очень страшное слово, нагруженное воспоминаниями о 1998 г.”, – вздыхает Солнцев. По его словам, в 2010 г. может начаться номинальное снижение курса рубля к доллару, но не больше чем на 1–3% в год (25–75 коп.).

Заявления чиновников о грядущей девальвации – это неуклюжая попытка защитить “любимое детище Минфина” – стабфонд – от желающих потратить его, считает руководитель департамента казначейства Внешторгбанка Николай Кащеев. “С помощью таких страшилок Кудрин как бы намекает, что стабфонд трогать нельзя, он уже скоро понадобится, когда цены на нефть упадут”, – считает Кащеев.

А Кудрин пишет правительству, что в ближайшие годы возможно и повышение цен на нефть сверх прогнозных $48 за баррель. А значит, будут дополнительные деньги, которые потребуется изымать в стабфонд.