ЦИФРА НЕДЕЛИ: $1,9 млрд. Тупик


“Газпром” продолжает безуспешно уговаривать Белоруссию. Именно так, а не наоборот выглядят газовые переговоры между двумя странами. Время поджимает, контракт на поставку газа закончится в новогоднюю ночь, и “Газпром” уже начинает публично нахваливать свои предложения, перечисляя все сделанные в адрес партнеров уступки. “Условия комфортные, лучше некуда”, – уговаривает официальный представитель концерна. “Газпром” пошел навстречу Белоруссии по всем вопросам, признается предправления “Газпрома” Алексей Миллер, более “льготных” условий покупки российского газа нет ни у одной страны бывшего СССР. “Экономический эффект” для Белоруссии от этих предложений в будущем году составит $1,9 млрд, подсчитал и объявил руководитель “Газпром экспорта” Александр Медведев.

“Экономический эффект” – это такой стыдливый эвфемизм для обозначения суммы, которую компания ради высших соображений готова подарить соседней республике. То есть “экономический эффект” российской внешней политики для ОАО “Газпром” составит минус $1,9 млрд в следующем году. И то если белорусы согласятся, а они пока ни в какую. И можно понять отчего: по свидетельству высокопоставленного российского политика, в этом году пресловутый “экономический эффект” был близок к $4 млрд. Таков, получается, вклад “Газпрома” в быстрый рост ВВП соседней республики (10% за этот год против 6,9% в России) и сравнительное благополучие белорусских пенсионеров (средний размер пенсии по возрасту – $120 против российских $100). Но после субботнего разговора президента Путина с белорусским коллегой Лукашенко уступки последовали только с нашей стороны.

Союзное государство – тупик, его не будет, уже признают и в Кремле. Что же тогда, если не надежду присоединить Белоруссию к РФ, Лукашенко успешно продает российским руководителям за $4 млрд в год? Транзит в Европу грузов, включая нефть и газ? Охрану 2250 км границы, содержание военных аэродромов и объединенной системы ПВО? Или новую радиолокационную станцию “Волга” Космических войск России, следящую за баллистическими ракетами и космическими объектами? Кстати, когда в феврале 2004 г. дискуссия о цене газа дошла до прекращения его подачи, командование “Волги” в тот же день получило предупреждение об отключении электричества.

Может, дело и не в военных объектах и охране границы, но других явных причин продолжать терпеть и спонсировать Лукашенко не видно. В конце концов, военное сотрудничество – “именно та сфера, которая в двусторонних отношениях развивается наиболее динамично”, уверены в белорусском Генштабе.