Зерно не уплывает


Докеры НМТП 15 декабря начали забастовку против повышения норм выработки. В знак протеста они прекратили сверхурочную работу, рассказал “Ведомостям” гендиректор экспедиторской компании “НТХ” (один из крупнейших экспедиторов, работающих в НМТП) Андрей Андреев. В результате, продолжает он, вместо обычных 150 вагонов докеры в сутки перегружают на суда не больше 60.

К вчерашнему дню, по словам начальника службы по связям с общественностью Северо-Кавказской железной дороги Владимира Сверщевского, на подходах к порту скопилось больше 3000 вагонов с экспортными грузами, из них около 1400 – с зерном и 1700 – с продукцией черной металлургии. “Накопилась критическая масса, наши вагоны фактически превратились в склады на колесах”, – сетует он. Правда, кроме акции протеста виновата и погода, оговаривается железнодорожник.

В порту, по словам Андреева, ждут погрузки семь судов, зафрахтованных крупными экспортерами российского зерна: Glencore, “Агрико”, Nidera, Louis Dreyfus, Bunge. “Многие компании испытывают проблемы с погрузкой в Новороссийске, и мы не исключение”, – говорит директор по корпоративным вопросам Bunge в России Кирилл Болматов. “Одно наше судно уже стоит в порту, и еще два находятся на подходе”, – подтверждает топ-менеджер Международной зерновой компании (МЗК, русская “дочка” Glencore), попросивший об анонимности. Без учета штрафных санкций по контрактам в сутки каждая компания теряет до $40 000, рассказывает Болматов: простой одного судна обходится в $10 000–20 000, примерно столько же составляют платежи за простой железнодорожных вагонов. Сверщевский не стал обсуждать размер штрафных санкций для зерновиков, а свои убытки железнодорожники, по его словам, пока не подсчитывали.

Представитель порта сетует на погоду. Конфликт с докерами исчерпан еще 22 декабря и сейчас погрузке мешает лишь идущий в Новороссийске мокрый снег, уверяет пресс-секретарь НМТП Сергей Поволокин. “Как только погода позволит – будем грузить в полном объеме”, – обещает он. При идеальных погодных условиях, по его данным, порт способен в сутки обрабатывать 250–300 вагонов с зерновыми грузами. “Нам уже две недели обещают, что ситуация улучшится, но пока изменений незаметно”, – возражает Андреев. Связаться с представителями профсоюза НМТП вчера не удалось, но Краснодарский краевой совет профсоюзов, по данным “РИА Новости”, в понедельник опроверг информацию о приостановке акции протеста.

“Вагоны приходят в порт и по-прежнему стоят, железнодорожная станция забита”, – говорит представитель МЗК. Тем временем железнодорожники ввели временный запрет на поставки зерна в адрес черноморских портов. С 17 декабря и до особого указания, по данным “Интерфакса”, ОАО “Российские железные дороги” запретило погрузку зерна в адрес станций Новороссийск и Туапсе “в связи с большим накоплением вагонов с зерном” для ОАО “Новороссийский морской торговый порт” и ОАО “Туапсинский морской торговый порт”.

Из-за погоды такие ситуации в Новороссийске случались и раньше, вспоминает топ-менеджер МЗК, но сейчас по сравнению с прошлыми годами “ситуация ухудшилась”. “Пока мы ведем переговоры с контрагентами, но если в ближайшее время ситуация не разрешится, то контракты со сроком отгрузки до 1 января будут сорваны”, – полагает экспортер.