ВЕКТОР


Менеджерам госкомпании “Красэйр” во главе с гендиректором Борисом Абрамовичем никак не удается найти общий язык с Росимуществом. Абрамович почти два года пытается создать на базе “Красэйр” авиационный холдинг, который должен стать вторым после “Аэрофлота” авиаперевозчиком в стране. В него должны войти пять компаний, в трех у государства крупный пакет. Но Абрамович хочет, чтобы контроль в новом холдинге достался частникам, прежде всего ему. Поддержкой Минтранса, Минэкономразвития и даже Кремля он заручился. Но Росимущество против размывания госдоли. Все сделки и все решения чиновники этого ведомства пытаются тормозить.

Бесконечная история

Очередная заминка произошла вчера на совете директоров “Красэйр”. Авиакомпании до сих пор принадлежит красноярский аэропорт, который достался ей при приватизации. “Красэйр” должна выделить его, поскольку вместе с аэропортом не может войти в новый авиахолдинг – таково неформальное требование всех ведомств. Вчера совет “Красэйр” должен был утвердить разделительные балансы, чтобы созвать в январе собрание акционеров перевозчика и выделить аэропорт. Но этого не произошло, и на сей раз не только по инициативе Росимущества. Очень многим чиновникам не понравилось то, что аэропорту отходила почти вся дебиторская задолженность – примерно 700 млн руб., и кандидатура его гендиректора. В “Красэйр” обещают все доработать и созвать новое собрание. Но на пути к созданию авиахолдинга это не последняя сделка, которую можно затормозить. Если президент подпишет указ о создании авиахолдинга, то на одних только корпоративных процедурах по передаче ему акций Росимущество и другие чиновники могут выиграть еще год-полтора.

Рост на стабильности

Телекоммуникационная “дочка” РЖД – “Транстелеком” (ТТК) завершает год с любопытными финансовыми показателями. Консолидированная выручка ТТК, по ее собственным прогнозам, вырастет всего на 16% до 17 млрд руб., а чистая прибыль – на целых 63% до 2,5 млрд руб. В прошлом году прибыль оператора тоже росла опережающими темпами (она увеличилась почти втрое) по сравнению с доходами (выросли более чем в 1,5 раза), но все же разрыв был не настолько сильным. Все дело в специфике бизнеса ТТК, объясняет вице-президент по связям с общественностью компании Аркадий Матковский. ТТК обслуживает вторую по протяженности российскую телекоммуникационную сеть после “Ростелекома”, основную часть доходов она зарабатывает на сдаче в аренду каналов связи. По собственным оценкам ТТК (с которыми в целом согласны в аналитической компании iKS-Consulting), она занимает 44% российского рынка аренды междугородных каналов, 45% сегмента интернет-доступа в регионах и 41% рынка IP VPN. При такой структуре бизнеса уровень затрат остается стабильным из года в год, и даже умеренный рост доходов может привести к резкому увеличению прибыли. “Ростелеком”, владеющий самой крупной в России магистральной сетью связи, аналогичным эффектом похвастаться не может: ему приходится увеличивать затраты, прежде всего – на установление взаимоотношений с конечными клиентами. А операторы вроде Golden Telecom, “Межрегионального транзиттелекома” или Orange Business Solutions вынуждены помимо этого арендовать каналы связи, которые постоянно дорожают. Впрочем, с выходом ТТК на массовый рынок (в 2007 г. компания планирует начать оказывать услуги дальней связи) ситуация изменится и для нее – подобно другим участникам этого рынка, ей придется вложить немалые деньги в рекламу, биллинг, создание офисов продаж и т. п.