Голливуд пришел в Россию


Уходящий год стал переломным в смысле отношения голливудских студий к российскому рынку, констатирует генеральный директор “20 Век Фокс СНГ/Гемини” Михаэль Шлихт. “Никто больше не боится работать в России, все понимают, что здесь нужно работать активно и самостоятельно”, – уточняет он.

И действительно, 2006 год ознаменовался активизацией работы западных мейджоров. В апреле корпорация Disney открыла в Москве полноценный офис. Весной же начало работать российское подразделение студии XX Century Fox – “20 Век Фокс СНГ”. Другая крупная студия, Sony Pictures Entertainment, совместно с Patton Media Group (принадлежит Михаэлю Шлихту и Полу Хету) создали в России студию Monumental Pictures. Кроме того, Sony вместе с Disney отказались от услуг российского посредника, прокатной компании “Каскад” (собрала по итогам года $96,7 млн. – “Ведомости“) и создали совместное предприятие Buena Vista Sony Releasing СНГ, которое со следующего года начнет работу на рынке кинопроката. Студии Universal и Paramount, уже представленные в России, продолжили работу через прокатную структуру UIP, которая по итогам года заняла 13,1% рынка и заработала $54,08 млн. Но со следующего года исчезнет и UIP, которая станет структурным подразделением Universal Russia.

Больше всех из западных студий в России заработала “20 Век Фокс СНГ/Гемини”. По данным журнала “Кинобизнес сегодня”, ее фильмы собрали $106,09 млн. Как отмечает президент СТС Media Александр Роднянский, западные студии привлекает стабильный рост российского кинорынка. “Для некоторых мейджоров наш рынок входит в десятку основных”, – отмечает Роднянский. Уже второй год подряд сборы российских кинотеатров увеличиваются на 30%. “Кинобизнес сегодня” посчитал, что с 1 декабря 2005 г. по 27 ноября 2006 г. кассовые сборы составили $412 млн, на экраны вышло 293 фильма. С 2000 г. кассовые сборы в России выросли почти в 12 раз. Несмотря на то что до американских масштабов российскому кинорынку пока далеко (по данным PricewaterhouseCoopers, кассовые сборы в США в 2006 г. превысили $9 млрд), к сборам голливудских картин в российском прокате студии пренебрежительно относиться уже не могут. “$27,5 млн, которые собрали в России “Пираты Карибского моря: Сундук Мертвеца”, – это серьезный вклад в диснеевскую копилку, с этим уже нельзя не считаться”, – рассуждает Роднянский.

“Темпы развития российского потребительского рынка в целом и кинопрокатного рынка в частности стали главной причиной создания российской компании The Walt Disney”, – соглашается президент Disney Russia Марина Жигалова-Озкан. Сегодня единственной студией, работающей на кинопрокатном рынке через российского посредника, осталась Warner Bros. В будущем году она продолжит сотрудничество с “Каро-Премьер”. Но рано или поздно WB также начнет работу самостоятельно, ведь “через посредников сегодня работать смысла нет”, уверен Шлихт. По данным “Кинобизнеса сегодня”, фильмы WB в этом году показали самые слабые результаты – $26,7 млн и 6,5% рынка – из всей голливудской пятерки.

Пока основная работа московских офисов западных мейджоров идет на рынке кинопроката или – в случае с Disney Russia – на рынке потребительских товаров. Но для успеха им необходимо заниматься производством, считает Роднянский. “Попытка снять русское кино за американские деньги – это очень интересный эксперимент”, – считает генеральный директор “Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова” Леонид Верещагин. Но результат этого эксперимента можно будет оценить лишь по итогам 2007 г., заключает он. Первыми на эксперимент решилась Sony Pictures, уже весной 2007 г. в прокат выйдут первые фильмы, снятые на студии Monumental Pictures, – “Путевой обходчик” и “В ожидании чуда”. В следующем году начать в России собственное кинопроизводство может и The Walt Disney Company. Сейчас идут переговоры корпорации с компанией Thema Production и ВГТРК о съемках фильмов под брендом Disney на питерской студии Thema.