ИТОГИ ГОДА: Год развитой стабильности


Уходящий год показался россиянам одним из самых спокойных и благополучных. На фоне кризисов предыдущих лет этот год беднее событиями, в особенности тревожными. Настроение стало лучше: с оптимизмом смотрят в будущий год 46%, пессимистические прогнозы дают 28%. В конце 2005 г. соотношение мнений было 43% к 40%. Это в экономике. Похожие изменения и в области политических ожиданий: 42% россиян полагают, что политическая ситуация явно улучшается, что страна движется в правильном направлении, а 30% – ожидают в будущем году роста напряженности и конфликтов, что связано отчасти с предстоящими выборами в Госдуму. Год назад оптимистов и пессимистов было поровну (39% к 39%).

Баланс ежегодных радостей и огорчений сместился в сторону позитивных событий (динамику изменений см. в таблицах 1 и 2 в интернет-версии). Половина опрошенных считают уходящий год удачным для себя и, по крайней мере, “не хуже предыдущих” – для страны в целом. Объясняется это не столько заметными достижениями и успехами страны, сколько отсутствием “плохого”. Самая большая группа ответов на вопрос “Что хорошего принес этот год?” свелась к следующему: хорошо то, что не случилось ничего плохого (с 2001 г. этот вариант ответа вырос в популярности с 23% до 33%).

В то же время можно отметить, что недовольство положением дел в стране уже давно имеет привычный, фоновый характер, оно окрашивает консервативные настроения людей старшего возраста, соединяясь с их чувством одиночества, усталости, ощущением своей ненужности или невписанности в нынешнюю жизнь. У молодых же преобладают совсем другие чувства – надежды, оптимизма, открывающихся горизонтов, доверия к руководству страны (табл. 3).

Прилив поднимает лодки

Особенным этот год можно считать лишь в одном конкретном, но весьма существенном отношении: результаты реформ, начатых в первой половине 90-х гг., стали ощущаться уже не только самыми продвинутыми группами – предпринимателями, элитой, чиновничеством, директорами госучреждений и крупных предприятий, но и средним человеком (средним во всех смыслах – по квалификации, образу жизни, образованию, доходам, вкусам, запросам к качеству и объемам информации, развлечений и проч.). До последнего времени основная масса людей в России по существу лишь пыталась приспособиться, адаптироваться к происходящему.

Но сегодня, похоже, ситуация начала меняться. Именно за счет средних слоев и групп общий тонус в обществе поднялся. Конечно, известную роль в создании обстановки установившегося спокойствия в стране сыграли контролируемые администрацией разного уровня СМИ, сдерживающие выражение массовых страхов, фильтрующие информацию о социальном недовольстве или критику властей. Однако дело не только в них, но и в повышении уровня жизни средних слоев. Пусть оно и не очень значительное, но это реальное улучшение жизни немалой части населения. Еще более важным обстоятельством, возможно, при этом оказывается то, что люди надеются – это повышение не случайно, оно наконец-то и есть начало давно обещанной стабильности и благосостояния населения. Впрочем, до самых нуждающихся и обделенных слоев российского общества (деревни, бедных регионов, населения хронически депрессивных малых городов, социальных низов и т. п.) этот процесс улучшения еще не дошел.

Опасения

Вместе с тем более образованные и обеспеченные группы, в первую очередь москвичи и жители крупнейших городов, первыми ощутившие на себе результаты роста экономики, уже забеспокоились относительно ближайшего будущего. Данные опросов свидетельствуют, что их уровень тревожности гораздо выше среднего, а оценки текущих событий или ожидания различных неблагоприятных тенденций общественного развития в предстоящем году гораздо более выражены. Среди опасений – вероятность нового кризиса в экономике, усиление авторитаризма в политической сфере, неэффективность государственного управления, недовольство растущей цензурой на ТВ и в печати, нарастание национализма и ксенофобии, агрессивная популистская риторика в отношении соседних стран. Российское общество слишком разнородно, слишком сильны различия не только между высшими стратами, но и отдельными регионами, центром и периферией. Рост оптимизма у одних сопровождается унынием и пессимизмом у других. Но тон сегодня задают именно средние слои. Они чувствуют себя в гораздо более комфортном положении, чем когда-либо раньше.

Без событий

Этот год можно назвать не только спокойным, но также и самым бессобытийным: число людей, которые могли припомнить и назвать какие-то важные события, происходившие в 2006 г., было наименьшим с 1989 г., когда, собственно, и начались регулярные социологические исследования в стране. Все события, которые опрошенные посчитали “самыми важными” в этом году, – продукт исключительно медийный и как таковой носит на себе все признаки масс-медийной подачи информации. Наибольший отклик в обществе (табл. 4) вызвало обещание правительства ввести пособия в 250 000 руб. за рождение второго ребенка. На втором месте (28%) – авиакатастрофы, сопровождавшиеся многочисленными жертвами (в Иркутске, Сочи, Донецке). На третьем месте по важности для россиян оказались два процесса – дело Андрея Сычева (22%) и газовая война между Украиной и Россией (22%). Отметим, что телешоу “Танцы со звездами” и “Звезды на льду” привлекли такое же внимание, как и убийство Анны Политковской (и то и другое – по 13%).

Представления людей о том, что они считают вполне вероятным и возможным, а что нет или нереальным, отражают их восприятие устойчивости социального порядка и предсказуемости действий властей. Мало кто верит в возможности нынешнего правительства России в обозримое время добиться заметного изменения к лучшему положения дел в стране, в результативность разрекламированных нацпроектов (большая часть людей, хотя и с одобрением относится к самой идее этих проектов, все же оценивает перспективы их реализации достаточно скептически, полагая, что деньги, выделенные на них, будут либо разворованы, либо неэффективно использованы). В нынешнем году баланс ожиданий и опасений вполне позитивен: население не ждет каких-либо кризисов или потрясений в политике (табл. 5). Наиболее вероятны, по мнению опрошенных, новые коррупционные скандалы наверху, обострение политической обстановки в стране в связи с приближением выборов, а также крупные техногенные катастрофы, но они мало или совсем не затронут благосостояние и повседневное существование большинства людей. Россияне не считают реальной (возможно, ошибаясь при этом) перспективу нарастания экономического кризиса, распространения массовых эпидемий (вероятность которых, в общем-то, трудно отрицать – угрозы птичьего гриппа, СПИДа, туберкулеза и проч. вполне реальны) и скептически относятся к самой возможности совершения в стране государственного переворота, войны, массовых потрясений и т. п.

Те же лица

Инерционный характер нынешнего развития России определяет не только ожидания на будущее, но по-своему отражается и в выборе символов уходящего года. В ответ на вопрос “Кого, по Вашему мнению, можно назвать человеком года?” россияне уже в течение нескольких лет называли практически одни и те же фигуры. Менялись лишь актеры и персонажи второго и третьего плана. Среди мужчин респонденты выбирали лишь “политиков”, среди представительниц прекрасного пола – женщин двух типов: государственная “мама” и “звезда эстрады” (дива) (табл. 6).

Можно уверенно сказать, что желанная обществом стабильность наконец-то наступила. Однако стоит задуматься о том, что это спокойствие и уверенность в ближайшем будущем будут обеспечены усреднением, ограничением запросов более развитых групп, подтягиванием низших, а не динамичным развитием целого благодаря достижениям самых продвинутых категорий населения. Какова же будет цена?