Из рук в руки


Разговор руками», впервые показанный год назад в Музее Гуггенхайма в Бильбао и с тех пор прокатившийся по нескольким европейским городам, представляет малую часть коллекции современного искусства американского предпринимателя и филантропа Генри Буля: из тысячи с лишним снимков рук показывают чуть более полутора сотен. Сам Буль прилетал на московский вернисаж. Еще бодрый старикан, сколотивший состояние на бирже, торговле недвижимостью и инвестиционной деятельности, теперь занимается благотворительностью, но не просто рассовывает деньги по протянутым рукам, а финансирует образовательные программы для нью-йоркских безработных.

И фотографии на определенную тему он собирает не просто так, важен символический подтекст: рука – это и труд, и коммуникация, и творчество, и много чего еще. По рукам можно проследить не только историю искусства: вот они тянутся к половым органам, вот – к торжеству коммунизма, а вот их уже и нет, как на фотографии из госпиталя в Сараево.

Выставка кажется огромной даже при плотной и довольно нелепой развеске в церетелиевском музее. Особенно обидно за фотографии, вывешенные в узких коридорах: бродя по ним, трудно избавиться от ощущения, что ты не в современном музее, а в жилом частном особняке, к тому же спроектированном не самым удачным образом. В коридорах тем временем висят работы, ставшие знаковыми для современного искусства. Украшенные арабской вязью ладони иранской звезды сontemporary art Ширин Нешат, в руках ее фотомодели – ружье (художница исследует границы агрессии и красоты в исламском мире). «Лутц и Алекс, держащая член» (1992) – скандальный снимок молодого немца Вольфганга Тильманса, запрещенный несколько лет назад на выставке в Санкт-Петербурге (полуобнаженная девушка сжимает в руках член полуобнаженного парня – ироничный экивок в сторону феминизма и фаллоцентризма). Снимок американца Ларри Кларка с аналогичным сюжетом, но сделанный двадцатью годами раньше и еще без всякой иронии, мы встретим среди репортажей – самом сильном разделе экспозиции. Коридор ведет в тупик, где демонстрируется видео с перформанса Олега Кулика 1992 года в галерее «Риджина»: работы современных художников не висят на стенах, как положено, их держат в руках нанятые солдаты-срочники, зритель призван смутиться принуждением и бесправием военных, поданными столь абсурдно.

Работы этой выставки так четко отсылают к большим направлениям (сюрреализм, конструктивизм), к крупнейшим именам (Август Зандер, Ман Рей, Александр Родченко, Робер Дуано, Анри Картье-Брессон, Уильям Кляйн, Ирвинг Пенн, Ричард Аведон, Роберт Мэпплторп, Анни Лейбовиц), к актуальным темам в современном искусстве, что как-то глупо рассматривать там только руки. За каждым снимком слишком много идей и историй, не всегда очевидных для зрителя, так что комментарии к фотографиям могли бы сделать экспозицию более понятной. Остается надеяться на пытливый ум москвичей, отстоявших очередь на одну из лучших выставок зимы.

До 4 марта, Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25, тел. 694 28 90