Книга на каникулах


Элизабет Джордж «В присутствии врага»/Пер. с англ. Е. Дод. – М.: Иностранка, серия «Лекарство от скуки», 2006

Ив Боуэн – депутат парламента от партии консерваторов, заместитель министра внутренних дел. Молодой женщине прочат блестящую карьеру и называют ее новой Тэтчер. И тут у Ив похищают дочь, что само по себе уже трагедия. Но даже это еще полбеды. Хуже другое: если эта история просочится в прессу, то всплывет имя отца дочери. А этого допустить нельзя. Так что в полицию не следует обращаться ни в коем случае. Мисс Боуэн догадывается, кто похитил ребенка, отвязный журналист впервые в жизни понятия не имеет, что делать, а частный детектив, которого пригласили расследовать похищение, подозревает, что его используют, – только пока непонятно, кто именно. При этом хитро закрученная интрига – это лишь часть книги.

Персиваль Эверетт «Глиф». Роман / Пер. с англ. М. Семенкович. – М.: Эксмо, 2006

Когда Ральфу исполнился год, он уже вполне уверенно пользовался словом «симулякр». Да что там: он отлично знал, что 48ТАу=R(2х4-5Qx3+2Q2x2), рассуждал о Зигмунде Фрейде и Николя Пуссене и мог легко изъясняться на латыни. Правда, беседовал он исключительно письменно, поскольку речь отвергал по принципиальным снобским основаниям: она не для интеллектуалов. Как, впрочем, и пользование ногами. Зачем ходить, если папа или мама отвезут куда надо в коляске? Таким ребенком просто не могли не заинтересоваться безумные врачи и секретные службы. Будут похищения, погони и финальная драка.

А также куча терминов из области философии, социологии, психологии, литературоведения и квантовой механики. Термины эти откомментированы издательством очень серьезно и подробно, но сам роман – вещь веселая и вовсе несерьезная, это пародия (и очень остроумная) на псевдоинтеллектуальный постмодернистский треп.

Андрей Кофман «Рыцари Нового Cвета». – М.: Пан Пресс, 2006

Про испанскую конкисту, то есть завоевание Нового Света, существуют две легенды – «черная» и «розовая». Если верить первой, проклятые испанцы пришли в Америку, разрушили несколько великих цивилизаций и уничтожили сотни городов. В результате погибли миллионы индейцев, а население обеих Америк сократилось как минимум вдвое. Другая легенда, наоборот, повествует о том, как цивилизованные конкистадоры приплыли в дикую Америку и принялись ее цивилизовывать и христианизировать. Да, конечно, на этом нелегком пути были некоторые перегибы и проявления излишней жестокости, но результат не может не поражать: за каких-то сорок лет испанцы исследовали огромный материк и захватили колоссальные территории… У нас в советское время единственно правильной считалась первая точка зрения. На Западе и раньше больше любили вторую концепцию, и сейчас предпочитают именно ее. Латиноамериканист Андрей Кофман старается по возможности избегать как «черной», так и «розовой» крайностей и пытается изобразить конкисту по возможности объективно.

Оксана Робски «Устрицы под дождем». Роман. – М.: АСТ, 2006

Незадолго до выхода этой книги прошел слух, что Оксана Робски решила пойти по стопам Антона Павловича Чехова и Кена Кизи, и местом действия нового романа избрала уже не рублевские особняки, а сумасшедший дом. Слух подтвердился, психиатрическая лечебница в новой книге Робски действительно имеется. Но там совсем нестрашно: даже подают на обед ризотто и апельсиновый сок. И вообще это история про принца и нищего, а точнее, про начинающую принцессу и бедняжку, похищенную маньяком. Принцесса собиралась лететь в Лондон к папе-миллионеру, а бедняжка, которую маньяк восемь лет держал взаперти, наконец оказалась на свободе, но к свободной жизни совсем не готова. Ее везут в психушку подлечить, но не тут-то было: девочек перепутали, принцесса вместо Англии оказывается в дурдоме, в одной палате с Екатериной Второй. А сумасшедшая странствует по незнакомой и загадочной Москве… Не стоит думать, что Робски круто изменила манеру и стала писать психологическую реалистическую прозу: получилась все та же литература в стиле casual.

«Дозор как симптом». Антология. – М.: Фаланстер, 2006

Под одной обложкой собраны тексты, посвященные фильмам «Дневной дозор» и «Ночной дозор». Разброс авторов и мнений бесконечен. Размышления киносоциолога Даниила Дондурея о постепенном возвращении населения в кинотеатры сменяются воплями поэта Всеволода Емелина «Две гитары за стеной// Резко струны дернули // Нет, для Светлых я иной, //Мне дорога к Темным». Философ Александр Секацкий, известный переводчик Наталья Трауберг, теоретик искусства Борис Гройс, интернет-националист Константин Крылов и художник Павел Пепперштейн вроде бы действительно обсуждают «Дозоры», но в сущности каждый все равно пишет про свое: христианка Трауберг сокрушается, что киносказка о дозорах злая; мизантроп Топоров рассуждает не столько про фильмы, снятые режиссером Бекмамбетовым, сколько про фильм, не снятый режиссером Германом и этот неснятый фильм долго топчет ногами. Поэт Ольга Седакова анализирует «Ночной дозор» Рембрандта – ей про это интереснее. В результате сборник оборачивается энциклопедией современной гуманитарной мысли во всей ее идеологической и стилистической пестроте.