Мы заметили


Музейные праздники оказались полезными

В этом году три московских музея справляли юбилеи: Музеи Московского Кремля праздновали 200-летие, Государственная Третьяковская галерея – 150-летие, Московский дом фотографии – 10-летие. Юбиляры отметили свои праздники ударными выставочными программами, которые невероятно оживили художественную жизнь. Правда, больше всего общественного внимания все равно забрала кража в Эрмитаже.

Певцы и музыка реабилитированы

Дирижер Теодор Курентзис ввел в моду практику концертных исполнений опер. По драматическому накалу они отнюдь не уступают театральным спектаклям, но возвращают вокалу и музыке право на первенство в оперном замысле, давно присвоенное режиссерами. В год Моцарта Курентзис дал три его оперы, а также оперы Глюка и Россини. Везде пели интересные певцы, новой любимицей Москвы стала итальянка Анна Бонитатибус.

Отличная архитектура хороша в макетах

Выставка в Пушкинском музее одного из самых успешных современных архитекторов мира сэра Нормана Фостера произвела сильное впечатление на жителей нашей столицы, не избалованной безупречными архитектурными достижениями. Особенно, конечно, поразил макет супервысотки “Россия”. Она, правда, никакого отношения к московскому стилю не имеет, зато является достойным символом современной высокотехнологичной цивилизации. Выдержит или не выдержит Москва шестисотметровую “Россию” – вопрос волнующий, но преждевременный. Вот французский архитектор Доменик Перро выиграл три года назад конкурс на строительство нового здания для Мариинского театра в Санкт-Петербурге, однако до сих пор вместо золотого купола – только скандалы между архитектором и нашими архитектурными и культурными властями. Иностранцам в России строить трудно, даже “Россию”.

Стихи отправились в массы

В кафе и клубах Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска и Казани распространялись открытки, напечатанные тиражом в 17 000 экземпляров. На каждой – стихотворение одного из десяти поэтов – Андрея Вознесенского, Тимура Кибирова, Юлии Идлис, Веры Павловой, Елены Фанайловой, Линор Горалик, Евгения Бунимовича, Максима Амелина, Анны Логвиновой и Дмитрия Тонконогова. “Десятка” была отобрана инициатором акции главным редактором газеты “Книжное обозрение” Александром Гавриловым.

Рок-джентльмены предпочли клубы и Кремль

В “Апельсине” выступили неистовый Джон Зорн и порывистый Джон Кейл, в “Б2” отыграли оригиналы из Sparks. А открывшийся в конце года новый просторный клуб “Б1 Maximum” сумел заполучить под свои своды целую россыпь звезд: The Sisters of Mercy, Нене Черри и Cirkus, Грейс Джонс и человека-легенду Малкольма Макларена. Ну а Роджер Уотерс наконец-то исполнил свой знаменитый опус The Wall в виду Кремлевской стены.

В театре фестивали важнее премьер

Фестиваль NET открыл Москве непривычные для театра пространства фабрик и цехов, показав там первоклассный европейский авангард, и устроил лучшие драматические гастроли года (два спектакля Нового рижского театра). Впервые проведенный фестиваль “Территория” залатал очередную культурную брешь, доставив в Россию американскую компанию The Wooster Group – легенду экспериментальной сцены, занявшейся соединением театра и высоких технологий еще в 1970-х. А фестиваль “Сезон Станиславского” привез в Москву две статусные премьеры – “Фауста” Эймунтаса Някрошюса и “Короля Лира” Льва Додина.

Симфонические богатства свалились на голову

Авантюрный, наспех подготовленный, дорогостоящий и непрозрачный проект, дебютировавший при поддержке президента России, тем не менее оказался в числе тяжеловесов сезона. В Колонном зале Дома союзов с помпой выступили несколько симфонических оркестров во главе с виднейшими дирижерами мира – в их числе Лорин Маазель, Зубин Мета и Мюнг Вун Чунг. Фестиваль решили проводить ежегодно.

Опера хочет быть молодой

Минувший год собрал неплохой урожай современных опер. Интерес к жанру возрос после прошлогодней премьеры “Детей Розенталя” Десятникова. Дирижер Вольф Горелик представил мировую премьеру “Пассажирки” Мечислава Вайнберга, дожидавшейся исполнения с 1968 г. Борис Тевлин провел “Боярыню Морозову” Родиона Щедрина. Татьяна Гринденко – “Упражнение и танцы Гвидо” Владимира Мартынова. Геннадий Рождественский – “Четырех девушек” Эдисона Денисова. Молодое поколение тоже оживилось: Ираида Юсупова сочинила кинооперу “Эйнштейн и Маргарита”, а 23-летний Сергей Неллер – “Тентажиля” по Метерлинку. Правда, все премьеры остались разовыми акциями – до репертуарности еще далеко.

“Красота” спасла русский рок-сезон

Выход третьего альбома Леонида Федорова и Владимира Волкова “Красота”, отмеченный редким как по экспрессии, так и по пронзительности концертом, стоил всех отечественных рок-событий года вместе взятых. Впрочем, то, чем занимаются Федоров и Волков, не отнесешь ни к року, ни к какой-либо иной из известных форм современного музыкально-поэтического самовыражения.