Под знаком перемен


Рывок автопрома

Год прошел у ГАЗа под знаком крупных приобретений: компания купила оборудование DaimlerChrysler для производства Chrysler Sebring и Dodge Stratus, договорилась с Renault Trucks о покупке лицензии и оборудования для производства дизельного двигателя DCi11. “Дочка” ГАЗа – GAZ International купила британскую LDV Holdings, производителя автомобилей Maxus. В ноябре был подписан меморандум о стратегическом сотрудничестве с Magna, которая создаст с 100%-ной “дочкой” “Русских машин” – RM Systems – несколько СП по производству комплектующих. А “Северсталь-авто” и Fiat Powertrain Technoljgies подписали меморандум о намерениях по созданию на ЗМЗ (входит в “Северсталь-авто”) совместного предприятия по производству дизельных двигателей F1A.

Украинские Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) и корпорация “Богдан” в конце года заложили первый камень автозавода в Нижегородской области. На нем будут производиться автомобили Chevrolet Lanos, Chevrolet Aveo и ZAZ Sens, а также автобусы ISUZU, шасси для них и дизельные двигатели. В этом году нижегородский “Технопласт” и французская Faurecia создали СП “Форесия Технопласт Аутомотив”, которое начало выпуск бамперов для Renault Logan.

Аналитик ИК “Финам” Денис Горев говорит, что сотрудничество с западными компаниями для российских предприятий – способ выжить на рынке, так как ресурсов для создания собственных оригинальных платформ у российских автопроизводителей нет.

Такси полетели

В 2006 г. в “Международном аэропорту “Нижний Новгород” (МАНН) авиатакси Dexter начало полеты на шестиместных турбовинтовых самолетах М-101Т по маршрутам Москва – Нижний Новгород, Нижний Новгород – Самара, Казань – Самара, Нижний Новгород – Казань. О планах начать межрегиональные перелеты объявила и нижегородская ГК “КАС” совместно с авиакомпанией “Рязаньавиатранс”. Летом они организовали полеты в Нарьян-Мар и Белоярский из Уфы, с конца декабря – полеты на север страны из Самары, а весной-летом 2007 г. планируют подключить к этим маршрутам Нижний Новгород.

Не остался в стороне и МАНН – им заинтересовались московские аэропорты “Внуково” и “Шереметьево”, которые перегружены и хотят перевести часть грузопотока в Нижний. Пока форма сотрудничества не определена. Но руководитель аналитической службы агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев полагает, что правительство области может продать москвичам часть акций МАННа.

Наступление федералов

Нижегородская область остается привлекательной для инвесторов. В прошлом году продовольственную сеть “Эконта” купили федеральные сети “Копейка” и “Магнит”. Другое крупное событие на потребительском рынке – открытие шведским концерном ИКЕА самого крупного в области торгового центра (ТЦ) “Мега”. Однако пожарные обнаружили множество нарушений в ТЦ и через суд добились его закрытия. ИКЕА удалось отстоять “Мегу”: вместо 30 дней, как требовали пожарные, ТЦ не работал всего 10. Убытки от простоя директор нижегородского “Магазина готового бизнеса” Юрий Кузьмичев оценил в $10 млн.

Алкогольные перемены

Кризис на алкогольном рынке притормозил работу всех ликероводочных предприятий. В ожидании акцизных марок ЛВЗ простаивали. Единственным производителем, решившимся подать в суд на правительство РФ, стал Нижегородский завод шампанских вин (НЗШВ). Завод требовал признать незаконными действия правительства и взыскать 9 млн руб. прямых убытков. В двух инстанциях в иске заводу было отказано. На этой неделе НЗШВ подал кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Московского округа, говорит замгендиректора НЗШВ по административным и правовым вопросам Владимир Егоров.

Другой нижегородский крупный производитель алкоголя – РООМ – решил вообще уйти с рынка. Его собственники Роман Антонов и Валерий Антипов продали свой бизнес алкогольному холдингу “Синергия”. По словам Антипова, у властей нет разумной политики в контроле алкогольного рынка – сначала была реформа, лишившая отрасль акцизных марок нового образца, а потом неработающая ЕГАИС.