Слово для инвестора


Смена владельца издательского дома “Коммерсантъ” была, пожалуй, главной интригой года. Потенциальным покупателем считали “Газпром”, “Российские железные дороги”, Романа Абрамовича, но в итоге “Коммерсантъ” достался совладельцу “Металлоинвеста” Алишеру Усманову (по неофициальным данным – за $250 млн). Сразу после покупки бизнесмен объявил, что намерен построить “крупный медиахолдинг”, и приступил к делу. В ноябре у структур, близких к губернатору Московской области Борису Громову, он приобрел 50% акций телеканала “7ТВ” (по оценке участников рынка – за $20–25 млн), а на днях завершилась сделка по покупке ИД “Секрет фирмы” (интернет-издание “Газета.ру” и журналы “Секрет фирмы” и “Все ясно”) за $50 млн.

Владелец “Русала” Олег Дерипаска в августе за $40 млн приобрел у Russian Media Ventures (RMV) издательский дом “ОВА-Пресс” (Hello!, “Интерьер + Дизайн” с приложениями и др.). Тогда же появились слухи о продаже крупного пакета акций “Эксперта”, и уже в октябре было объявлено, что структуры Дерипаски приобрели 30% ЗАО “Группа “Эксперт” (по оценкам – за $10 млн). Руководство “Эксперта” объявило, что инвестиции в развитие группы в течение пяти лет составят 1,4 млрд руб. (более $50 млн), часть средств пойдет на собственный телеканал.

Укрепил свои позиции холдинг “Проф-Медиа”, принадлежащий “Интерросу” Владимира Потанина. За год он купил издательский дом “Афиша” ($20 млн), 54% акций поисковой системы Rambler за $230 млн и три телеканала: “2 х 2” ($30 млн), “ТВ-3” ($550 млн) и “Рамблер ТВ” ($23 млн). Правда, с контрольным пакетом издательского дома “Комсомольская правда”, который аналитики оценивают в $300–400 млн, ему придется расстаться – его покупает холдинг “Газпром-Медиа”.

В этом году в успех российского медиабизнеса поверили портфельные инвесторы. 1 июня “CTC Media” разместила на NASDAQ 16,38% акций по $14 за штуку. В ходе IPO компания и ее акционеры привлекли $345,9 млн (из них $43,52 млн получил президент “CTC Media” Александр Роднянский). Тогда капитализация “CTC Media” составила $2,1 млрд, а сейчас доросла до $3,6 млрд. В декабре телекомпания “ТНТ-Телесеть” и холдинг “Проф-Медиа” привлекли $60 млн и $300 млн соответственно, разместив кредитные ноты. 19 декабря инвесткомпания “КИТ Финанс” объявила о создании ПИФ “КИТ – Российские масс-медиа”. Планируемый объем фонда – 600 млн руб. Минимальная сумма инвестиций в паи – 1 млн руб. Размещение пройдет в начале следующего года.