Телефоны стали белыми


До прошлого года 90% сотовых телефонов попадало на российский рынок нелегально. Но в августе 2005 г. МВД задержало около 200 000 контрабандных трубок, ввезенных в том числе по заказу ряда крупных российских дилеров. Это заставило крупные компании – в частности, “Евросеть”, “Связной”, “Беталинк”, Dixis, Divizion, “Ультра” – отказаться от закупки товара у фирм-посредников и начать импортировать трубки самостоятельно.

Тем временем Федеральная таможенная служба (ФТС) опросила производителей трубок и составила прайс-листы их отпускных цен, а также список их официальных российских партнеров. Занижать таможенную стоимость или менять код товара стало труднее.

Но, как выяснилось в этом году, желание дилеров и таможенников сделать рынок трубок цивилизованным не совпадает с интересами некоторых сотрудников МВД. В марте, не дожидаясь конца расследования по августовскому делу о контрабанде, МВД решило продать через РФФИ все изъятые тогда телефоны. Причем весь конфискованный товар милиционеры оценили в $10 млн, а продать его решили за сумму втрое меньшую – $3 млн. В итоге на трубки были установлены и вовсе бросовые цены: например, радиотелефон Voxtel Pronto 50 можно было приобрести за 10 руб.

Всего несколько недель спустя разразился новый скандал, и главными героями опять были сотрудники МВД. Они изъяли у “Евросети” по подозрению в контрабанде 167 500 телефонов на $19 млн. То, что телефоны были произведены и ввезены с соблюдением всех норм и правил, подтверждали и сотрудники таможни, и производитель трубок – американская Motorola. Но МВД это не смутило. Вскоре 50 000 трубок – почти треть партии! – были признаны вредными для здоровья и, по заверению милиции, уничтожены. А осенью вскрылся удивительный факт: под колесами бульдозеров погибло всего 20 000 телефонов. Остальные были за копейки проданы в регионы.

“Евросеть” и Motorola не стали замалчивать ситуацию. Они поставили в известность о произошедшем не только прессу, но и представителей правительства США, а также написали о ситуации президенту Владимиру Путину и премьер-министру Михаилу Фрадкову. В результате проблему пришлось решать министру экономического развития и торговли Герману Грефу. Тот заявил, что знает десятки вопиющих фактов, когда следователи безо всякого суда в считанные дни продавали арестованное имущество по бросовым ценам. Министр назвал это “полной вакханалией”, а в начале июля провел совещание с участием представителей “Евросети”, Motorola, МВД и Генпрокуратуры. В августе уголовное дело было закрыто в связи с отсутствием состава преступления, а остатки изъятых трубок вернулись к “Евросети”.

В ноябре ФТС отчиталась о работе за девять месяцев, и ее данные о ввезенных в страну сотовых телефонах (около 19 млн трубок) впервые приблизились к оценкам участников и экспертов рынка. Разница составила всего 10–20%.

“Сейчас по мобильным телефонам рынок белый на 90%”, – говорит президент “Связного” Максим Ноготков. С ним согласен управляющий партнер Divizion Павел Караулов. “Конечно, остались компании, которые занимаются серым импортом, но их доля будет стремительно сокращаться”, – убежден он. Легализоваться рынку помогают и сами производители телефонов, открывающие в России свои склады, на которых отныне закупают товар их официальные партнеры-дистрибуторы. Так поступил, например, Samsung.

Переход рынка из тени в свет, повлекший за собой повышение цен на телефоны, оказался губительным для небольших сотовых дилеров. Они не выдержали конкуренции и вынуждены продаваться более крупным игрокам. В 2005 г. рыночная доля десятки крупнейших продавцов мобильных телефонов составляла 72% от всех продаж, а в 2006 г., по оценке MForum Analytics, 55% рынка поделили всего пять компаний. Одновременно с укрупнением рынка происходит замедление темпов его роста. В этом году, по прогнозам Mobile Research Group, в Россию будет ввезено 29–30 млн мобильников – на 10–12% меньше, чем в прошлом году. Причина проста – российский рынок сотовой связи тоже растет все медленнее. Количество используемых россиянами sim-карт еще в августе превысило численность населения страны.