Вдали от Бродвея


На прошлой неделе театр «Миллениум» в Страсбурге, штат Пенсильвания, посетили более 20 тысяч зрителей – они пришли посмотреть мюзикл «Чудо Рождества», поставленный продюсером и режиссером Гленном Эшельманом. Во время спектакля римские центурионы на белых лошадях выезжали на сцену прямо через зрительный зал, а в эпизоде с яслями появлялся парящий ангел и под ослепительные взрывы пиротехники повергал дьявола.

Соединение спецэффектов с библейским материалом сделало Гленна Эшельмана одним из самых успешных театральных продюсеров США. Он мало известен в профессиональных кругах, однако его спектакли в прошлом году посетили больше зрителей, чем бродвейского «Короля Льва»: около 800 тысяч человек. Страсбург – столица сельского округа Ланкастер, населенного фермерами-амишами (члены этой консервативной религиозной общины не пользуются автомобилями и электричеством; они верят, что Бог объединил их для того, чтобы оградить от перемен в мире). Сам Эшельман вырос на молочной ферме неподалеку от того места, где находится сегодня его театр. Долгое время он создавал слайд-шоу, показывая их по церквям и школам. В 1975 году 10 недель гастролей принесли ему деньги, на которые он смог построить маленький театр. Свой первый мюзикл Эшельман поставил в 1987 году.

Несмотря на то что все сюжеты его спектаклей взяты из Библии, Эшельман позволяет себе некоторые творческие вольности. «Я буду бабушкой Бога», – ликует мать Марии в «Чуде Рождества», узнав, что ее дочь носит во чреве Спасителя. «О, вот идет Мария, прекрасная, как роза, – радостно поет массовка. – Наверное, ей уже сложно влезть в свои одежки». А Мария, любуясь новорожденным, замечает, что Сыну Божьему «тоже нужен подгузник».

«Мы были на шоу в Лас-Вегасе, но они не трогали нас так, как увиденное в Страсбурге», – рассказывает Ивон Ролласон из Поплар-Хилл, штат Онтарио. Вместе с мужем Роландом она входит в группу из 50 человек, 10 часов ехавших на автобусе, чтобы посетить край амишей и увидеть представление.

Компания старается развить свой успех. За «Чудом Рождества» в марте будущего года последует спектакль «В начале», самая сложная постановка театра, рассказывающая о сотворении мира и жизни в раю. Она обойдется компании в 6 млн долларов (для сравнения: постановка бродвейского хита «Злая» стоила 14 млн долларов).

А в 2008-м в Брэнсоне, штат Миссури, компания планирует открыть еще один театр, вложив в его строительство 65 млн долларов. Первой премьерой там станет «Ной», вольный пересказ библейской истории о потопе, с актерами на ходулях, верблюдами, попугаями ара, а также со 100-метровым ковчегом.

Библейские постановки в Америке не редкость, однако обычно их устраивают на время праздников большие церкви. Но Гленн Эшельман не связан ни с одной конкретной церковью, хотя и называет себя «скорее проповедником и миссионером, чем шоуменом».

Но он также бизнесмен. Годовой доход компании колеблется в пределах 30–40 млн долларов. Рецепт зрелищ неизменен: яркие сценические эффекты, много животных, и история, известная даже людям, почти не знакомым с религией.

А кроме театра фирма владеет и магазинами сувениров: в центре Страсбурга находится лавка «Причал Ноя», в которой торгуют галстуками с десятью заповедями (10 долларов) и миниатюрными деревянными ковчегами за 95 долларов.

(WSJ, 23.12.2006, Елена Парина)