Зачем россиянам копилки


Свинья деньги найдет

Некоторые считают, что свинью-копилку изобрели китайцы полторы тысячи лет тому назад. Да, действительно в Китае отношение к свиньям было особенное – древние китайцы сравнивали с дикими кабанами своих правителей, поскольку ценили и тех и других за большую силу и ярость. Плодовитость свиньи сделала ее символом богатства и процветания. Возможно, китайской по происхождению копилку считают потому, что ее делают из глины или фарфора, по-английски – china. Однако в коллекциях копилок попадаются хрюшки, сделанные на Бали (Малайзия) 1500 лет тому назад. Так, голландский коллекционер Герт Дилман утверждает, что ему принадлежат целых пять таких раритетов.

Версия интернет-энциклопедии Wikipedia иная. В Англии существовала традиция складывать мелкие монетки в глиняные горшки из особой рыжей глины Рygg, в которых обычно хранили соль. Впоследствии это слово вышло из оборота и трансформировалось в более привычное – Pig, и к нему прилипло второе – Bank. Бедняки таким образом копили деньги себе на зиму – весной копилка покупалась, наполнялась деньгами до зимы, чтобы потом быть безжалостно разбитой. Зимой заработков не было, так что очередной цикл накопления начинался только следующей весной. Дилман также отмечает, что в немецкоговорящих странах свинья считалась символом счастья – Sparschweinchen.

Хрюшка, кошка, бутылка

Обычай копить мелочь довольно долго оставался увлечением бедняков или детей. Именно они верили в возможность накопить по копеечке на свою мечту. Массовыми копилки стали в XIX в. Из Англии они попали в США, где их стали делать из металла, снабдили цифровыми замками. Впрочем, к этому времени получили широкое развитие банковские услуги – вкладчики смогли класть деньги не в кубышку, а под проценты.

Американские копилки тех времен снабжались забавными механизмами, приводящими при опускании в прорезь монеты в действие виляющий собачий хвост или хитрую белку, таким образом, они стали скорее сувениром. Сейчас за некоторые редкие экземпляры коллекционеры готовы платить сотни тысяч долларов – несравнимо больше той горсти мелочи, что могла бы поместиться внутри.

“В России копилки вошли в моду в 80-х гг. XIX в. и оставались популярными вплоть до Первой мировой войны. Каждое сословие имело свои собственные копилки – от совсем дешевых глиняных до оснащенных сложными механизмами, препятствующими преждевременному ее опустошению. Причиной тому была относительно высокая стабильность жизни и курса рубля. Накопления в копилках почти не обесценивались”, – рассказывает директор музея истории российского страхования компании “Россия” Владимир Борзых.

Копилки часто дарились клиентам банков и страховых компаний. Борзых говорит о двух видах “страховых” копилок. Более дорогие – для тех, кто страховал жизнь, – выполнялись в виде сейфа, на котором могла быть выставлена сумма необходимого взноса и который открывался только после ее достижения. Механизм моделей для тех, кто страховался от пожара, лишь препятствовал вытряхиванию вспять опущенной в копилку монетки. Запертую на ключ копилку можно было открыть только в офисе банка или страховой компании, что в какой-то степени мешало банально пропить накопления.

Советская власть изменила привычку к накоплению. Копилки были объявлены мещанством, власти призывали хранить деньги в сберкассе. После копилки изготавливались кустарно – как правило, либо в виде бочонка, либо в виде кошки. В 70-х гг. прошлого века у жителей страны появилась мода собирать 10-копеечные монеты в бутылку из-под шампанского. Вообще, эту традицию можно было смело считать продолжением древней традиции свинок-копилок. Ведь бутылка шампанского появлялась в средней советской семье только в Новый год и, соответственно, “жила” от января до декабря – почти как свинка в старые времена. Пенсионерка Нина Сафонова с теплотой вспоминает о кучке мелочи, которая поместилась в ее бутылке, – всего около 130 руб. Объединив ее с “13-й зарплатой” мужа, в середине 70-х она купила новый телевизор.

Новые технологии

С приходом пластиковых карточек мелочи, которая раньше попадала в копилку, был объявлен бой. Торговле и банкам она доставляет немало хлопот, да и покупатели избавились от набитых монетками карманов. Однако копилки не исчезли, а трансформировались, превращаясь иной раз даже в банковские продукты. Так, британский банк Lloyds TSB в феврале 2007 г. планирует предложить своим клиентам сберегательный продукт под названием “Сохрани сдачу”. Всякая покупка, произведенная при помощи дебетной карточки банка, будет округляться в большую сторону, как будто вы за нее платили наличными и получили сдачу мелочью. В конце дня вся эта виртуальная сдача будет суммироваться и зачисляться на сберегательный счет. Банк пытается, с одной стороны, заставить своих клиентов чаще пользоваться дебетными картами, а с другой – подтолкнуть к идее необходимости сбережений. Ведь по данным, приведенным в пресс-релизе банка Lloyds TSB, 23% британцев не имеют сбережений, а 9% никогда не копили деньги.

В XXI в. преобразились и копилки для детей. Так, в интернет-магазине Science eStore за $25 можно купить Pig E Bank (произносится практически так же, как старый добрый глиняный Piggy-bank). Этот сберегательный гаджет самостоятельно распознает номинал опускаемых монеток (американских центов) и произносит его вслух, требуя новых и новых монеток. На LCD-дисплее, который расположен на боку свинки, отображается как номинал опущенной в нее монеты, так и общая сумма накопленного. Чтобы получить деньги обратно, такую игрушку не надо разбивать – достаточно нажать на пятачок.

Не просто сувенир

Сейчас набивать копилки нет большого смысла. Ну кому, скажите, сегодня придет в голову копить деньги на какую-то желанную вещь таким способом? Психолог Артем Толоконин считает такой процесс накопления самообманом – в итоге это не приносит человеку никакой пользы, ведь помещающаяся в копилке сумма мизерна. Номинал килограмма мелочи невелик, да и процент по вкладам по-прежнему выше того, что был в советские времена.

Тем не менее подарок в виде копилки не просто безделушка. Многие взрослые с помощью копилок освобождают карманы и кошельки в общем-то от ненужной мелочи. “Я пользуюсь привезенной в подарок из Испании копилкой не как инструментом для сбережений, а как “сейфом” для сбора мелочи”, – говорит сотрудница “Ведомостей”. “Мой муж сбрасывает всю мелочь в копилку многоразового пользования, чтобы она не оттягивала карманы, в нее помещается около 300 руб. Вытряхнув содержимое, он обменивает его в ближайшем отделении Сбербанка. Правда, довольно часто операционисты отказываются принимать и пересчитывать монетки, среди которых не только рубли, но и копейки. Но муж нашел выход: он открыл в банке счет и просит его пополнить – тут операционистке деваться некуда!” – делится опытом ее коллега.

Есть у современных копилок и другое предназначение. Они, по мнению психологов, способны обучить бережливости и азам инвестирования наших детей. По словам психолога Евгении Варламовой, игрушка-копилка – это самый ранний вариант развития у ребенка привычки к накоплению в противовес потреблению. “В то время как самая разнообразная реклама формирует у нас психологию потребителей, использование копилки развивает психологию накопления, от которой один шаг до долговременного инвестирования. Это очень полезный подарок для ребенка. Для подростка лучше открыть депозитный счет, на который он должен систематически откладывать определенные средства”, – говорит Варламова.