ЕБРР оценил “Ленту”


О намерении инвестировать в развитие “Ленты” еще $125 млн ЕБРР объявил в начале ноября 2006 г. (ранее банк открыл для сети кредитную линию на $50 млн). В сообщении на сайте банка говорилось, что эта сумма “включает возможное участие [ЕБРР] в качестве институционального инвестора”. Вчера руководитель проекта со стороны ЕБРР Феликс Потишман рассказал “Ведомостям”, что совет директоров банка на заседании 9 января одобрил сделку с “Лентой” – акции головной компании сети будут выкуплены на все $125 млн. Эту информацию подтвердила PR-директор “Ленты” Кэтрин Лин.

По словам Потишмана, после одобрения советом директоров ЕБРР обычно закрывает сделки “в течение нескольких недель”. А Лин добавила, что продажу акций должен успеть утвердить совет директоров “Ленты” – он состоится в течение ближайших двух недель. Источник, близкий к участникам сделки, утверждает, что, поскольку деньги привлекаются на развитие “Ленты”, ЕБРР будет покупать бумаги дополнительной эмиссии компании.

Сколько акций Lenta можно купить на $125 млн, представители банка и торговой компании говорить отказались. В ноябре замначальника аналитического отдела “Ренессанс Капитала” Наталья Загвоздина оценивала “Ленту” в $780–1050 млн (без учета долга, предполагаемая рентабельность по EBITDA – 5–6%). А один из организаторов предстоящего IPO “Ленты” (их четверо: UBS, Goldman Sachs, ABN Amro и МДМ-банк) в середине года упоминал, что 25–30% сети может быть продано на Лондонской фондовой бирже приблизительно за $300 млн. Исходя из этих оценок ЕБРР может достаться 10–16% “Ленты”. Источник, близкий к сети, утверждает, что пакет не превысит 13%.

Несмотря на соглашение с ЕБРР, планы “Ленты” выйти на биржу остаются в силе, уточнила вчера Кэтрин Лин. Источник, знакомый с этими планами, уточнил, что “теперь реальные сроки IPO – III–IV кварталы 2007 г.”.

На сайте ЕБРР говорится, что деньги от продажи акций “Лента” направит “на приобретение земельных участков или права на землепользование, строительство, оснащение и ввод в эксплуатацию нескольких крупных продуктовых магазинов”. Запуск стандартного гипермаркета стоит “Ленте” до $15–20 млн. Таким образом, на $125 млн сеть сможет открыть 6–8 новых магазинов, т. е. увеличить количество всех своих магазинов в 1,5–2 раза.

Эти темпы роста нельзя считать сверхбыстрыми. Например, одна из самых динамично развивающихся сетей гипермаркетов – “Карусель” в 2006 г. увеличила число магазинов с шести до 19, а в 2007 г. намерена открыть еще 10. “Лента” же в прошедшем году расширилась только с девяти до 13 гипермаркетов. Правда, ее магазины крупнее – общая площадь стандартной “Ленты” составляет примерно 12 000 кв. м против 9000 кв. м у “Карусели”.

У ЕБРР уже был опыт инвестирования в российскую розницу, и очень удачный. Сеть универсамов “Пятерочка” за 2001–2004 гг., когда фонды банка были ее миноритариями, выросла многократно – доходность вложений ЕБРР составила 470%. Представитель Baring Vostok говорит, что сейчас такой успех повторить сложно – подобных стартапов от рынка больше не ждут. Большинство фондов, которые обычно ведут себя менее осторожно, чем банки, рассчитывают на годовую доходность инвестиций в розницу в размере 35–40%.