ПРАВИЛА ИГРЫ: Белорусское зеркало


В последние дни российские власти с удивлением узнают, что такие же меры силового давления, какие они сами применяли к своим соседям в предыдущие годы, могут быть применены и к ним. Мы вдруг натолкнулись на такие же уличные и неправовые методы ведения дел, которые до сих пор использовали сами. Как же – введение Белоруссией пошлин на транзит российской нефти противоречит международно-правовым нормам! Каким нормам, простите? Договору к Энергетической хартии и транзитному протоколу, которые мы демонстративно отказались ратифицировать? Чем поведение Белоруссии в данном случае отличается от поведения России, отказывающейся пропускать туркменский газ в Европу?

Энергетический кризис в отношениях России и Белоруссии – отличный шанс для России посмотреть в зеркало. Белоруссия традиционно была надежным поставщиком энергоресурсов и надежной транзитной страной. Однако вдруг перестала ею быть – как и Россия. Для кого-то – вдруг. Но только для того, кто все это время жил в мире “политического фэнтези”, на голубом глазу заявляя, что проблемы для России и Белоруссии создает только Запад, мечтающий растоптать суверенитет этих стран. Вдруг стало ясно, что проблема попросту в том, что в обеих этих странах у власти – хищные недемократические режимы, предпочитающие жить вне международно-правового поля и действовать полукриминальными методами.

Что касается российского режима, то он показал еще и свой глубокий непрофессионализм. Захотели сразу получить и $230 за газ, и контроль над “Белтрансгазом”, да еще и нефтяные пошлины поднять. Надорвались.

Повышать, например, цены на газ для постсоветских стран было необходимо. Вопрос в использованных для этого методах. Если бы это повышение было плавным (не сразу к $230 за 1000 куб. м, а сначала до $90–100, потом, возможно, и выше), было основано на взаимных уступках и гибкой переговорной стратегии, исключало крайние меры вроде угроз полного ограничения подачи газа в целые страны, а также явный политический подтекст, было бы совсем другое дело. А так ситуация, в которую сами себя загнали российские власти и “Газпром”, представляет собой полный тупик. Мы спровоцировали резкое повышение цен на туркменский газ (с $44 до $100 за 1000 куб. м), начали терять рынки сбыта (Азербайджан), получили ответные меры в отношении нашего нефтегазового транзита, полную путаницу с ценообразованием и тотальную нестабильность условий поставок энергоресурсов теперь уже на всем постсоветском пространстве. Невозможно объяснить, почему одной стране газ поставляется по $100, другой – по $130, третьей – по $160, а четвертой – по $235.

В 2007 г., например, коммерческий нетто-эффект от газовой атаки на Украину будет в лучшем случае близок к нулю: “Газпром” купил у Туркмении 50 млрд куб. м газа по $100 за 1000 куб. м, Rosukrenergo продает 55 млрд куб. м Украине по $130. С учетом стоимости транспортировки газа (примерно $30 за 1000 куб. м) непонятно, в чем бизнес.

Под маской прагматизма, таким образом, скрывался обычный непрофессионализм, неумение вести коммерческие дела, помноженное на используемые уличные методы – грубое давление на партнеров и пренебрежение правовыми механизмами в пользу сомнительных двусторонних сделок. Доигрались.