“Сороки” разлетятся


Первый магазин городской прессы “Сорока” “Топ-книга” открыла в Новосибирске в декабре 2002 г. Сейчас в Новосибирске, Томске и Москве действует 13 таких торговых точек каждая площадью около 50 кв. м. В ассортимент магазинов входит 1000 наименований периодики, а также канцелярские товары, книги, компьютерные игры и фильмы.

В феврале 2006 г. совладелец и гендиректор “Топ-книги” Георгий Лямин в интервью “Ведомостям” называл “Сороку” экспериментальным форматом компании. Этот сегмент в России не заполнен, тогда как на Западе магазины прессы широко распространены, говорил он. Если в США ритейл прессы “подвинут” подпиской, то во Франции, например, такие магазинчики практически вытеснили киоски печати. Там этот формат развивает компания Relay. Магазины обслуживают постоянных покупателей, в них помимо периодики можно купить книги, игрушки, канцтовары. Тогда Лямин сказал, что решение о развитии этого формата пока не принято. Однако сейчас ситуация изменилась.

Как рассказал вчера “Ведомостям” PR-директор “Топ-книги” Вячеслав Ухов, стратегия развития компании на 2007 г. предполагает открытие 20 “Городских сорок” в городах c населением свыше 500 000 человек. По словам Ухова, инвестиции в один магазин превысят 400 000 руб., точки будут открываться в местах наибольшего скопления пешеходов. В России эта ниша пока не занята, объясняет Ухов решение компании, отказавшись назвать города.

В последние годы “Топ-книга” активно диверсифицирует форматы торговли. В 2006 г. компания подписала соглашения с федеральными сетями “Лента” и “О’кей”, по которым обязалась поставлять в супермаркеты книги и периодику, а также управлять ассортиментом и мерчандайзингом в книжных отделах магазинов. Развитие продаж через супермаркеты в компании считают одним из инструментов, которые позволят “Топ-книге” удвоить оборот в 2007 г.

Помимо “Топ-книги” активно тиражирует формат магазинов прессы в России компания “Пресс-хаус”, входящая в группу “Логос” и располагающая 65 магазинами “Хорошие новости” (в основном в Москве и Санкт-Петербурге). Член правления группы “Логос” Дмитрий Гранкин считает актуальным проект “Топ-книги”. “Газетные киоски значительно проигрывают магазинам прессы, поскольку покупатели привыкают к самообслуживанию, – говорит Гранкин. – К тому же рынок магазинов прессы пока свободен”.

Рынок периодики растет на 10–20% ежегодно, а розничных точек по-прежнему не хватает – всего одна на 3000–5000 жителей (в Европе – на 1000 жителей), согласен гендиректор компании “Арпи Сибирь” (один из крупнейших за Уралом дистрибуторов прессы) Сергей Гаврилов. “У “Сороки” внушительный потенциал для развития в ближайшие годы, особенно в крупных городах”, – считает он.

“Пока на долю магазинов прессы приходится ничтожная доля продаж прессы, но это перспективный формат, – добавляет президент Союза издателей и распространителей печатной продукции Ольга Никулина. – “Топ-книга” сможет успешно тиражировать его как в регионах, где эта ниша совершенно свободна, так и в Москве и Питере, где много удачных точек для такой торговли”. По мнению Никулиной, при условии качественного менеджмента инвестиции в “Сороку” окупятся уже через год.

По оценке пиар-менеджера маркетингового агентства Step by Step Ольги Бросаловой, для того чтобы сделать узнаваемым бренд “Сорока”, “Топ-книга” должна инвестировать в продвижение не менее $100 000–200 000.