Средство от пробок


Теперь в опытной зоне на Волоколамском шоссе светофоры регулируются “интеллектуально”, т. е. в зависимости от ситуации на дороге, а не переключаются через четко заданные промежутки времени, как в других местах. На протяжении 7,5 км расположены специальные датчики – они контролируют плотность потока и передают информацию в единый центр управления, который ее анализирует и корректирует работу светофоров. Кроме того, система считает среднюю скорость транспорта, время движения до объекта и сообщает эти данные водителям через информационные табло (например, “Расчетное время движения до МКАД составляет 11 минут”). По свидетельству сотрудника “Ведомостей”, ездить по Волоколамке в центр по утрам стало легче. В ближайшее время такие опытные зоны должны быть развернуты на Ленинградском, Щелковском шоссе и части МКАД.

Заказал этот проект департамент транспорта и связи столичного правительства, деньги на него – 68 млн руб. – выделены в рамках программы развития и совершенствования общегородской автоматизированной системы управления дорожным движением (всего на программу потрачено в 2006 г. 200 млн руб.). А осуществил – оператор “Синтерра”: восемь точек управления системой соединены с центром управления выделенными каналами беспроводной связи WiMax.

В пресс-релизе, распространенном “Синтеррой”, указывается, что новая система, в частности, упростит поимку угонщиков. Номер автомобиля считывается, сверяется с базой похищенных, в случае совпадения сигнал моментально передается на ближайший пост ГИБДД. В перспективе система будет выполнять и “штрафную” функцию, фиксируя превышение скорости. Пресс-секретарь департамента транспорта и связи Мария Проценко надеется, что такое усовершенствование существенно снизит взяткоемкость процесса наказания нарушителей. Правда, для этого нужно, чтобы фотоснимок был законодательно признан основанием для взимания штрафа, оговаривается Проценко. По ее словам, соответствующие предложения департамент уже внес в Госдуму. Представитель ГИБДД подробности нового проекта комментировать отказался.

Такие беспроводные системы действительно позволяют разгрузить улицы, находить угнанные машины и автоматизировать выставление штрафов, подтверждает директор по России и СНГ компании Infinet Wireless Петр Кочегаров. Эта система была внедрена более года назад в Казахстане и полностью окупилась менее чем за два месяца, добавляет руководитель направления беспроводных технологий компании Comptek (дистрибутор телекоммуникационного оборудования) Станислав Рыбалко. Только за первые две недели камеры, по его словам, зафиксировали 20 000 превышений скорости, а общая сумма выставленных штрафов достигла $1 млн (средний штраф за превышение скорости в Казахстане, по его словам, – $50). В этом году начато внедрение этой системы по всему Казахстану.

Автоматическая система выплаты штрафов, прежде всего за превышение скорости, давно является европейским стандартом (впервые его ввели во Франции), подтверждает руководитель отдела безопасности и права журнала “За рулем” Игорь Моржаретто, но в России его ввести непросто. Нужно внести изменения в Гражданский кодекс, ограничив презумпцию невиновности, в Европе, по его словам, водитель сначала должен оплатить штраф, а потом уже может опротестовать его в суде (получается, наказание предшествует суду).