23 кризиса для Давоса


Все это сценарии глобальных рисков, приведенные в докладе ВЭФ. Он будет представлен на ежегодном форуме в Давосе 24–28 января.

В начале 2008 г. террористы атакуют в Молуккском проливе несколько танкеров с нефтью, после чего цены на нее подскочат до $150 за баррель. Добывающие страны в этой ситуации предпочтут закрыть кран и сформировать альянс под условным названием ChavPec (от фамилии президента Венесуэлы Уго Чавеса и ОПЕК). Будут также созданы блоки из бедных стран Латинской Америки во главе с Венесуэлой и Боливией, из стран бывшего СССР во главе с Россией, из африканских экспортеров сырья.

В развитых странах начнется рецессия, США пострадают больше всех. Китайская экономика, лишившись западного потребителя, совершит “твердую посадку”. Руководство Китая, стремясь укрепить власть, сделает ставку на наращивание военных сил.

Мир расколется

Может быть и по-другому: в январе 2008 г. Азию атакует новый вирус – возможно, снова птичий, но куда опаснее нынешнего пугала – птичьего гриппа H5N1. К началу февраля число жертв не превышает 50 человек, но мир в панике. Границы закрываются, европейцы отказываются летать в Азию, грузовые авиакомпании близки к банкротству. Цены на нефть падают. К концу марта умирают сотни жителей Азии, а источник вируса все не ясен. Процветают конспирологические теории, самая популярная – вирус рукотворный, ведется этническая чистка. К ноябрю жертвами вируса становится 1 млн человек. В январе 2009 г. вакцина наконец найдена, но никто не знает, кто ее должен распространять, кому и по какой цене. Все успокаивается только к лету 2009 г.

А может, будет и так: в одном только 2007 году произойдут мощное наводнение в Южной Азии, тропические штормы в Центральной Америке, небывалые морозы на Северо-Востоке США. В Азии начнется массовая миграция, нефть окажется в страшном дефиците. Из-за высоких цен на нее в США схлопнется пузырь на рынке недвижимости, но спрос на землю резко возрастет – она понадобится для производства биотоплива.

В Китае тем временем слишком бурный рост экономики приведет к резкому усилению неравенства между частями страны: 150 млн частично занятых рабочих, мотающихся между городом и деревней, станут причиной общественного недовольства; масла в огонь добавит Олимпиада-2008.

Иран к 2015 г. начнет обогащать уран

Этими сценариями список ужасов не исчерпывается, говорит старший директор группы глобальных рисков ВЭФ Тьерри Маллере. Эксперты ВЭФ выделяют 23 риска – экономических, экологических, геополитических, социальных и технологических. Каждый из них может спровоцировать мировой кризис. “Те, что мы описали, явные и понятные всем”, – объясняет выбор Маллере.

Из 23 только шесть рисков остались стабильными по сравнению с аналогичным прошлогодним исследованием: не растет опасность, например, международной коррупции и преступности, землетрясений, инфекционных заболеваний в развивающихся странах. Дело с остальными рисками, будь то рост дефицита счета текущих операций США, потепление климата или международный терроризм, обстоит все хуже.

Единственный путь спасения для мира – в объединении, пишут эксперты ВЭФ. Например, в случае нефтяного шока от поведения России зависело бы развитие событий. “Но в конечном итоге и при любом сценарии проиграют все – на то они и глобальные риски, что у них нет границ”, – считает Маллере.

Чтобы избежать этого, нужно, во-первых, на уровне национальных правительств назначать чиновников, которые бы специально отвечали за глобальные риски, а во-вторых, на уровне государств создавать гибкие коалиции заинтересованных, которые бы думали, как предотвратить кризисы, которые сильнее всего скажутся на них, рассуждает Жак Эйгрейн, гендиректор перестраховочной компании Swiss Re, которая участвовала в подготовке доклада.

Международные экономические организации вроде Международного валютного фонда и Всемирного банка давно осознали проблему глобальных рисков, там даже действуют специальные программы, сообщает главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Подобные коалиции заинтересованных тоже уже существуют, а вот специальные чиновники в правительствах – это не дело ближайшего будущего. Для развивающихся стран это прежде всего будет ростом бюрократии, за которую тот же ВЭФ их критикует, заключает он.