КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Загадка


Как “Сургутнефтегаз” собирается распорядиться скопленными $15 млрд? Кто владеет компанией? Теперь к этим вопросам добавился еще один: кому и зачем самая непубличная из публичных компаний России продала своего акционера (или, по крайней мере, бывшего акционера) – 93% долей в ООО “Лизинг продакшн”?

“Лизинг продакшн” – последний “засветившийся” держатель акций “Сургутнефтегаза”. В ноябре 2003 г. в это ООО была преобразована НК “Сургутнефтегаз”, владевшая 36,8% акций одноименного ОАО. С тех пор об истинных владельцах ничего не слышно – они скрылись за плотной стеной номинальных держателей. Владельцы “Сургутнефтегаза”, кем бы они ни были, отличаются от прочих бизнесменов нелюбовью к резким движениям. В альянсы не вступают. Заметных переговоров об этом не ведут. Никаких операций с капиталом не производят – преимущественно деньги лежат на депозитах. Ни к каким биржам близко не подходят – в РТС бумаги “Сургута” плавно съехали из категории А2 в Б. Однажды, в 2003 г., выпустили отчетность по стандартам GAAP, видимо, по ошибке, но больше таких оплошностей не совершали.

В этой тишине любой скрип, доносящийся из Сургута, громче раскатистого грома. Как, например, история, когда сотрудники “Сургутнефтегаза” поработали представителями знаменитой “Байкалфинансгрупп”, купившей “Юганскнефтегаз”. И Владимир Путин сказал, что с этими достойными людьми из нефтяной отрасли знаком не понаслышке. Засветились, ничего не скажешь. Нефтяники поговаривают, что гендиректор и владелец 3/4 “частного пакета” “Сургута” Владимир Богданов совсем сник от этой шумихи. Еще хуже его младшему партнеру, нефтетрейдеру Геннадию Тимченко (если, конечно, молва не обманывает), – тот не только журналистов, но и крупных бизнесменов сторонится.

И вдруг “Сургутнефтегаз” производит манипуляции с фирмой, на которую были “записаны” $20 млрд – столько, исходя из нынешней капитализации, могли бы стоить эти 36,8% нефтяной компании. Может, этих акций там давно нет, а переполох напрасен? Но тогда зачем вообще возиться с этой фирмой, если от нее давно ничего не зависит? Избавляться от нее как от ненужного свидетеля? Производить отвлекающий маневр?

Или акции все-таки еще там? А владельцы “Сургутнефтегаза” решили воспользоваться предновогодней суетой, чтобы наконец распутать структуру собственности компании? Ведь каким бы ни было уважение к ним Владимира Путина, предвыборный год несет и им новые риски – достаточно вспомнить, как легко сдался “Рособоронэкспорту” “АвтоВАЗ”. Об уязвимости кольцевой схемы владения, когда акции компании принадлежат ее же “дочкам”, сказано и написано немало. Если владельцы “Сургута” надумали укреплять оборону в преддверии катаклизмов, то сейчас самое время. Вне зависимости от того, что входит в дальнейшие планы владельцев “Сургута” – продажа “Роснефти” или сохранение контроля над нефтяным богатством, – “Лизинг продакшн” больше ни к чему.