Место для покупок


По данным Dealogic, в прошлом году объем сделок с участием российских компаний вырос на 77% и достиг почти $106 млрд. Всего было совершено 1245 сделок. Чемпионом по объему и числу сделок второй год подряд стал Deutsche UFG, после покупки Deutsche Bank сохранивший лидерство по организации слияний и поглощений. Компания cтала консультантом по 35 сделкам общим объемом $23,7 млрд. От немцев чуть-чуть отстал J.P. Morgan cо сделками на $22,2 млрд, а третьим стал Credit Suisse с $17,1 млрд. В пятерку вошли также Morgan Stanley и HSBC, а исчезли из нее Citigroup и Dresdner Kleinwort. Десять крупнейших по объему сделок инвестбанков сделали менее 10% от их общего количества – 118.

Представитель Deutsche UFG увязал результаты с самой большой командой, возможности которой возросли после слияния Объединенной финансовой группы с Deutsche Bank. J.P. Morgan никого в России не покупал, но тоже доволен – ему удалось подняться с пятого на второе место и совсем немного по объему сделок отстать от Deutsche Bank, совершив при этом вдвое меньше сделок – 16. Глава инвестбанковского подразделения J.P. Morgan в России Наталья Цуканова утверждает, что это связано с разницей в бизнес-моделях двух инвестбанков: “Мы больше смотрим в сторону крупных сделок”. Она отмечает, что по сути расстановку сил в рейтинге определила одна крупнейшая сделка – по слиянию “Русала” и “Суала” и их объединению с Glencore. Общая стоимость сделки оценивается более чем в $10 млрд, и Dealogic, по убеждению нескольких банкиров, приписал такой объем каждому банку-консультанту – во всяком случае, из пятерки лидеров по M&A в этой сделке участвовали все. В Dealogic не комментируют это, отмечая лишь, что учитываются объявленные, но не обязательно завершенные сделки, в том числе сделки по продаже акций стратегическим инвесторам во время IPO.

Второй по величине сделкой стало вхождение в проект “Сахалин-2” “Газпрома” (более $7 млрд). И хотя здесь обошлось без участия J.P. Morgan, он причастен к консолидации “дочек” “Роснефти” и переходу контроля в “Мосэнерго” к “Газпрому”, говорит Цуканова. Представитель Credit Suisse Джек Гроун отметил, что занять высокую позицию в рэнкинге его банку помогло консультирование при покупке “Евразом” Oregon Steel ($2,3 млрд) и приобретению “Альфа-групп” 54%-ной доли в Pyaterochka Holding ($2,7 млрд). Российских инвестбанков, которые, по мнению исполнительного директора управления инвестбанковской деятельности “Тройки Диалог” Андрея Бурлинова, делали хоть и небольшие сделки, но зачастую в большем количестве, чем иностранцы, среди лидеров рынка слияний и поглощений нет. “Ренессанс Капитал”, по данным одного из банков – участников рэнкинга, занял в рэнкинге Dealogic 11-е место с почти $6 млрд, а “Атон” – 25-е со сделками на $89 млн. “Тройка Диалог” не фигурирует в рэнкинге, хотя, по собственной оценке, совершила в прошлом году 13 сделок на $6,6 млрд. Крупнейшими стали перевод двух ОГК на единую акцию (их “Тройка” относит к M&A), каждая из которых превысила $1 млрд. Но сделок собственно по поглощениям больше чем на $500 млн не было. Бурлинов считает, что в этом году российские банки увеличат средний объем сделок и активизируют работу на международном уровне. По оценке руководителя инвестбанка Dresdner Kleinwort в России Патрика Гана, его банк занял в прошлом году не восьмое, а третье место. “У нас был хороший год, мы участвовали в ряде крупных сделок, в том числе IPO “Роснефти” и в сделке, которая стала первой значительной инвестицией Китая в российский нефтегазовый сектор, – покупке Sinopec “Удмуртнефти”. Думаю, 2007 год будет не менее успешным для рынка M&A в России, особенно много сделок мы ожидаем в нефтегазовом секторе, потребительском и в промышленности. Больше всего сделок будет с компаниями среднего размера”, – считает он. А предправления Credit Suisse в России Диана Гиндин считает наступивший год “многообещающим” из-за благоприятных условий на финансовых рынках и благодаря вовлечению российских компаний в трансграничные сделки, передала пресс-служба банка.

По мнению Цукановой, происходящее на российском рынке M&A нельзя назвать бумом. “Есть два процесса: интеграция во многих отраслях, в результате которой из небольших компаний образуются крупные, и рост размера сделок из-за увеличения капитализации компаний – ведь индекс РТС за два года вырос в три раза”, – отмечает она.