МТТ перешагнула границу


Приобретение WaveCrest дает МТТ возможность не только повысить качество обслуживания российских клиентов за рубежом, но и захватить часть рынка международного транзита трафика, не связанного с Россией, говорит гендиректор МТТ Константин Солодухин. Основной бизнес WaveCrest – продажа оптового трафика другим операторам, а также оказание услуг IP-телефонии конечным клиентам в крупных городах Европы, США и Азии. Также это крупнейший оператор Великобритании и Ирландии, оказывающий услуги по предоплаченным телефонным картам. По данным МТТ, WaveCrest продает более 300 млн минут международного трафика в месяц, а ее выручка, по предварительным данным, выросла с $280 млн в 2005 г. до $320 млн в прошлом. Покупка WaveCrest лишь один из шагов в рамках международной стратегии МТТ, описать которую Солодухин пообещал позже.

АФК “Система” завершила сделку по продаже “Межрегиональному транзиттелекому” 66% акций британского оператора WaveСrest за $40,6 млн, рассказал “Ведомостям” начальник управления по связям с инвесторами “Системы” Виктор Курило. Остальные 34% WaveСrest принадлежат нескольким иностранным компаниям. Сама АФК приобрела оператора в октябре 2006 г. за 20 млн фунтов стерлингов ($35 млн). По словам Курило, сделка совершена в рамках стратегии “Системы”, предусматривающей консолидацию профильных активов и оптимизацию деятельности холдинга. Оформляя покупку доли в WaveCrest, АФК понесла расходы, поэтому цена продажи этого пакета оказалась выше цены покупки, объяснил он.

Крупнейшие участники российского рынка транзита трафика – “Ростелеком” и “Транстелеком” (ТТК) пока не видят необходимости покупать зарубежных операторов. Стратегия ТТК – расширять географию деятельности, открывая зарубежные точки присутствия и заключая договоры о сотрудничестве с глобальными операторами, такими как японская NTT и британская BT, рассказывает вице-президент по связям с общественностью ТТК Аркадий Матковский. А “Ростелеком”, по словам его директора по связям с общественностью и инвесторами Антона Клименко, ориентирован прежде всего на российский рынок, и так “достаточно объемный”. Представительство за рубежом нужно оператору в основном для транзита международного трафика через Россию и “приземления” в нашей стране звонков из-за рубежа. С этой целью “Ростелеком” открыл точки присутствия в крупных центрах обмена трафиком – Гонконге, Нью-Йорке, Лондоне, Франкфурте, Стокгольме и Хельсинки, добавляет Клименко. А с точки зрения приобретения компанию могут интересовать разве что операторы в странах СНГ, поскольку эти страны – наиболее популярное направление международных звонков у российских абонентов, говорит он. У ТТК семь точек присутствия за рубежом – три в Лондоне и по одной в Гонконге, Стокгольме, Амстердаме и Франкфурте.

Скорее всего, МТТ купила WaveCrest ради множества зарубежных точек присутствия, считает аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. У WaveCrest есть узлы связи в Великобритании, США, Франции, Нидерландах, Бельгии, Италии, Германии, Швейцарии и Гонконге. Кроме того, МТТ сможет зарабатывать дополнительные деньги на международном рынке транзита трафика (WaveСrest обслуживает свыше 300 телекоммуникационных операторов) и благодаря этому почти удвоить выручку, считает Толмачева. В 2007 г., по оценке Толмачевой, выручка МТТ составит около $750 млн, так что по объему доходов от услуг связи компания может обогнать ТТК и даже некоторых традиционных операторов – “Дальсвязь” и Южную телекоммуникационную компанию. Правда, Толмачеву настораживает, что выручка WaveCrest растет лишь на 15% в год.